|
|
N°133, 28 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Нам не дано предугадать..."
От грозы пострадал один из самых знаменитых поэтических музеев России
"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." Стихотворные строки Федора Тютчева могут быть эпиграфом или, если говорить по-газетному, лидом к случившейся в ночь на четверг драме с Мураново -- старинным «гнездом поэтов» Энгельгардтов--Боратынских--Тютчевых.
Та самая гроза, что воспета в других виршах Федора Ивановича («Люблю грозу в начале мая...»), «как бы резвяся и играя» ударила вчера по крыше фамильного дома поэта, испугав не на шутку общественность. «Громокипящий кубок с неба» опрокинулся на крышу усадьбы около 23 часов. В интервью «Времени новостей» сотрудники музея признались, что участь усадьбы могла бы быть куда печальнее, если бы не молниеносная реакция на ЧП главного хранителя Светланы Долгополовой. Уже более 20 лет г-жа Долгополова живет в непосредственной близости от главного усадебного дома. Так осуществлять обязанности главного хранителя сподручнее. Как только несчастье случилось и огонь пополз по крыше и чердаку, Светлана Андреевна вызвонила на борьбу с огнем не только пожарную команду (та приехала через 15 минут, что по российским стандартам быстро), но и жителей ближнего села.
С огнем воевали всем миром. Все экспонаты были своевременно эвакуированы. Пожарные работали четыре часа. В результате дом все-таки спасли, но обгорели кровля, чердак и перекрытия. Вред зданию причинил не только огонь, но и вода из пожарных шлангов. По мнению музейных специалистов, свою лепту внесли и встрепенувшиеся от летней спячки информагентства. Не разобравшись в сути дела, они решили поражать всех собственными громом и молнией, выпуская «сенсационные» репортажи с заголовками типа «Удар молнии испепелил культурное наследие» или «Пожар Мураново -- умышленный поджог». Такие «жарехи» нагнетают никому не нужную истерию и наносят вред репутации музея.
А репутация у музея-заповедника Мураново отличная, несмотря на то что иные факты биографии усадьбы дают поводы для тревог и волнений. Усадебный ансамбль складывался на протяжении всего XIX века. С 1816 по 1918 год Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, -- Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Барский дом, церковь, сад, парк -- все вместе формируют образ одной из лучшей в Подмосковье усадьбы. Немаловажно и то, что Мураново стоит недалеко от другого усадебного центра, Абрамцева Аксаковых-- Мамонтовых. Абрамцево сегодня хранит память об артжизни минувшего, а Мураново вводит в мир русской литературы.
Сотрудники Муранова рассказывают: «В 1918 году дочка поэта Ольга Тютчева, последняя владелица усадьбы, и ее сын Николай Тютчев приняли решение о передаче Муранова государству. В этом же году Ольга Николаевна получила от нового правительства Охранную грамоту на усадьбу. В августе 1920 года в Муранове открылся музей имени Федора Тютчева».
К этому времени здесь были собраны автографы, книги, портреты и вещи Боратынского, Федора Тютчева, Аксакова, Путяты, Сушкова, Энгельгардта. В архиве музея хранились биографические и хозяйственные документы, многолетняя переписка мурановских обитателей и лиц из родственного окружения поэтов. В то же время Мураново обладало прекрасной коллекцией изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В нее входили произведения живописи и графики, фотографии и дагерротипы, старинные часы и мебель, а также изделия из фарфора, фаянса и стекла.
Инициатор создания музея -- внук поэта Николай Тютчев в 1920--1922 годах сформировал первую мемориальную экспозицию, а с 1924 года стал пожизненным директором мурановского музея. Николай Тютчев бережно хранил живую атмосферу Муранова. После его кончины в 1949 году директором Муранова стал правнук Федора Тютчева Кирилл Пигарев. Он также явился пожизненным директором Муранова и так же бережно хранил усадьбу. После кончины Пигарева в 1984 году для Муранова наступили трудные времена долгосрочной реставрации -- реконструкции, конца-краю которой не было видно. О музее многие забыли. Людей небезразличных волновала судьба мурановских коллекций. Лишь в 1996 году усадьба была открыта для посетителей.
Нынешний директор музея-заповедника Владимир Пацюков на праздновании в прошлом году 85-летия Муранова особенно гордился качеством реставрации главного дома: «...мы смогли поэтапно, вынимая каждое бревно, пропитывая его специальным раствором, возвращая на место, проводя ювелирную реставрацию, практически сохранить полностью памятник». Не исключено, что особая пропитка спасла стены от огня при пожаре в среду.
Помимо затяжной реконструкции поводом для беспокойства оказываются регулярные покушения на территориальную целостность со стороны рейдеров, пытавшихся прибрать к рукам земли вокруг усадьбы. Именно их посягательства, которые г-ну Пацюкову удается пресекать совместно с «Росприроднадзором» и прокуратурой, дали повод некоторым СМИ выдвинуть версию умышленного поджога.
По мнению специалистов, последствия нынешнего ЧП при хорошей организации работ возможно ликвидировать за полгода. Стоимость реставрационных работ уточняется.
Сергей ХАЧАТУРОВ