|
|
N°132, 27 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потеря ориентации
В гибели аэробуса А320 под Сочи обвинили экипаж
Эксперты Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вчера объявили о завершении расследования причин крушения пассажирского лайнера А320 компании «Армянские авиалинии», разбившегося в Черном море у берегов Сочи в ночь на 3 мая. Выводы возглавляемой им госкомиссии обнародовал министр транспорта Игорь Левитин. Он сообщил, что авария произошла из-за «человеческого фактора», причем прямо назвал и главного виновника трагедии, в результате которой погибли 105 пассажиров и восемь членов экипажа. Им оказался командир экипажа. По данным следствия, он потерял контроль над положением самолета, вывел лайнер на снижение и слишком поздно заметил сигнал бортовой системы сигнализации об опасном сближении авиалайнера с поверхностью.
Авиалайнер, выполнявший рейс Ереван--Сочи, разбился в Черном море в ночь на 3 мая при заходе на посадку в аэропорт Адлера. Техническим расследованием причин происшествия кроме комиссии МАК и Минтранса занимались «Ространснадзор», «Росавиация», «Росаэронавигация», а также представители Армении и Франции. Эксперты анализировали данные двух бортовых самописцев лайнера (речевого и параметрического), поднятых со дна моря, диспетчерского магнитофона, находившегося в аэропорту, и показаний радиолокатора. 17 июня, по завершении этих исследований, специалисты дали заключение, что до момента падения самолет был исправен -- двигатели и системы лайнера работали в штатном режиме, топлива хватало для успешного окончания полета. Также было установлено, что за несколько минут до падения в море пилоты отключили систему автопилотажа. Техники задались вопросом, стало ли крушение последствием этих действий или пилоты пытались использовать все средства для спасения лайнера.
Чтобы воссоздать ситуацию, приведшую к гибели аэробуса, была разработана специальная компьютерная программа. При этом представители МАК отказывались назвать хотя бы предварительные сроки окончания расследования, называя данную катастрофу «сложным случаем». Однако вчера специалисты МАК твердо заявили, что оглашенные г-ном Левитиным данные окончательные, и инженеры смогли полностью восстановить картину происходящего в последние минуты до аварии.
По данным МАК, свой последний маневр аэробус выполнял в очень плохих погодных условиях. Самолет, управляемый автопилотом, на подходе к аэропорту в 6 км от береговой черты на высоте 340 метров получил указание диспетчера прекратить снижение, так как уровень облачности превысил метеорологический минимум для полосы посадки. Командир экипажа начал правый разворот с набором высоты, во время которого переключил управление самолетом в ручной режим. Далее, как следует из заключения экспертов, пилот потерял контроль положения самолета по крену и тангажу и снова повел самолет на снижение. При этом второй пилот почему-то не следил за бортовыми показателями. Сработала сигнализация систем безопасности, однако исправить ситуацию пилоты уже не смогли. «Перевод самолета на кабрирование (крутой набор высоты) был недостаточным, действия экипажа были нескоординированными и недостаточными для вывода самолета из снижения», -- отметили вчера в официальном сообщении в МАК.
Результатом работы комиссии по расследованию крушения А320 станут рекомендации по предотвращению подобных авиационных происшествий, которые члены госкомиссии обещали подготовить в ближайшее время. Правда, какие именно советы пилотам они будут содержать, вчера специалисты сказать так и не смогли.
Татьяна ГРИЦЕНКО