|
|
N°132, 27 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Родина ждет
Ахмеду Закаеву нашли новое «националистическое» дело
Генпрокуратура России вчера объявила о возбуждении нового уголовного дела в отношении представителя чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, проживающего последние годы в Великобритании в качестве политбеженца. На этот раз его обвиняют по ст. 282-2 УК РФ -- в "возбуждении ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам национальности, языка и происхождения, совершенном с использованием средств массовой информации (СМИ) и с угрозой применения насилия".
На фоне прежних претензий Генпрокуратуры к Закаеву -- его давно уже заочно обвинили по 11 статьям УК РФ, в том числе в терроризме, убийствах, похищениях и участии в мятеже, -- эта выглядит лишь как небольшое и не самое существенное дополнение к ним. Однако, судя по всему, именно в рамках этого «националистического» дела российские власти рассчитывают наконец добиться выдачи Закаева британскими властями. Несмотря на общеизвестные факты того, что он входил в ближайшее окружение практически всех лидеров чеченских сепаратистов, оказывал им всяческую поддержку, сам в свое время воевал, прямых улик против Закаева, как в свое время выяснилось, у следствия практически нет. В данном же случае доказательная база у Генпрокуратуры оказалась поистине «убойная» -- высказанные во множестве официальных интервью призывы «выбросить и изгнать русских из Чечни», разговоры о «великом военачальнике Басаеве» и т.д. и т.п. Учитывая, что подобные действия подпадают под действие и английских законов, российские власти вполне имеют шансы возобновить процесс экстрадиции чеченского эмиссара.
В пользу того, что именно как «разжигателя ненависти» Генпрокуратура попытается получить Закаева, говорит и другое произошедшее в последние дни событие. Как удалось выяснить «Времени новостей», в Лондон по приглашению генпрокурора Великобритании лорда Голдсмита прибыла межведомственная рабочая группа в составе девяти человек -- представителей Генпрокуратуры, Минюста и МИД России во главе с замгенпрокурора Александром Звягинцевым. В течение недели они планируют изучить ряд уголовных дел, в том числе и тех, по которым российской стороне было отказано в экстрадиции скрывающихся на территории Соединенного Королевства преступников. В списке 16 человек, и первыми значатся Борис Березовский, Юлий Дубов, Ахмед Закаев и Александр Литвиненко. Все остальные -- руководители и менеджеры ЮКОСа.
Добиться выдачи Закаева российские власти безуспешно пытались уже дважды. Первый раз он был арестован вскоре после трагических событий в Театральном центре на Дубровке 29 октября 2002 года в Дании, второй -- 5 декабря того же года сразу после приезда в Великобританию. Однако в обоих случаях власти этих стран его отпустили и в выдаче России отказали. Несмотря на богатый «букет» вменяемых Закаеву уголовных обвинений, представители Генпрокуратуры не смогли предоставить убедительных доказательств, подтверждающих его вину. Как выяснилось, на тот момент Закаеву инкриминировали официально лишь один преступный эпизод. По данным следствия, в январе 1996 года «совместно с Зелимханом Яндарбиевым и неким Джаниевым и другими не установленными следствием лицами организовал похищение на автодороге Грозный -- Урус-Мартан Чеченской Республики двух православных священников -- референта отдела внешних церковных сношений Московской патриархии отца Сергия и настоятеля Грозненской православной церкви отца Анатолия, которых незаконно удерживали с целью принуждения органов власти к выполнению их незаконных требований, а затем расстреляли при не выясненных следствием обстоятельствах». Однако и в данном случае каких-либо улик -- данных экспертиз или прямых показаний свидетелей -- российская сторона предоставить не смогла. Кроме того, власти Дании и Великобритании отметили, что в России Закаев может быть подвергнут пыткам. А 28 ноября 2003 года МВД Великобритании объявило о предоставлении ему политубежища. Хотя Закаев по-прежнему остался в международном розыске с санкцией на его арест.
Поводом для возбуждения нового дела послужил ряд интервью Закаева в различных СМИ, в которых он неоднократно позволял себе жесткие высказывания -- «изгнать русских из Чечни», «выбросить русских», «бесчеловечные методы русских агрессоров» и т.д. Кроме того, Закаев, по мнению следствия, открыто угрожал с помощью оружия расправиться с русскоязычным населением. Также к делу было приобщено уже недавнее (от 17 июля) его интервью, опубликованное в еженедельнике «Профиль - Украина». В частности, в этом интервью Закаев отметил, что «Шамиль Басаев был неординарной личностью и завоевал заслуженный авторитет, как среди чеченского народа, так и среди всех народов Кавказа», и «несмотря на то, что Шамиль Басаев считал себя вправе отвечать на преступные методы ведения войны Россией террором, на мой взгляд, он войдет в историю не как террорист, а как военачальник, как национальный герой».
Собрав все эти тексты, Генпрокуратура отправила их на лингвистическую экспертизу, которая показала, что подобные высказывания можно расценить не иначе, как действия, «направленные на возбуждение ненависти и вражды в отношении лиц русской национальности и попытке сформировать негативный этнический стереотип отрицательного образа русских», о которых говорится в ст. 282-2 УК РФ.
В результате 25 июля Генпрокуратура возбудила уголовное дело и сразу сообщила об этом властям Великобритании. «Такие действия, -- отметили в Генпрокуратуре, -- попадают также и под британский закон «О терроризме», где предусмотрена ответственность за заявления, прославляющие совершение терактов или подготовку к ним. Поэтому есть надежда, что на этот раз нас услышат».
Екатерина КАРАЧЕВА