|
|
N°130, 25 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В поиске крайнего
Чиновники ищут виновников алкогольного кризиса
Поручение найти виновных в кризисе на алкогольном рынке, которое отдал на днях премьер-министр Михаил Фрадков, вызвало ответную реакцию в Минфине. Ведомство Алексея Кудрина, согласно опубликованной в пятницу на официальном сайте правительства записке, выходило основным «подозреваемым» в том, что новая система не смогла заработать. Ему предъявлялась претензия в том, что документы, необходимые для введения Единой государственной автоматизированной информационной системы учета алкоголя, спирта и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС), вносились в правительство со значительным опозданием. В то же время вина подведомственного Федеральной службе безопасности ФГУП «НТЦ «Атлас», которое и стало разработчиком ЕГАИС, сформулирована витиевато -- предприятие подключало участников рынка к системе лишь в последние две недели до начала ее функционирования, да и то потому, что компании ожидали перенесения сроков вступления нового порядка в действие. Учитывая конфликтные отношения Белого дома с Минфином, такие акценты в документе неудивительны.
Анонимный чиновник Минфина вчера рассказал корреспондентам информагентств, что источник проблем находится вовсе не на Ильинке. «Главный дефект всей системы -- это ЕГАИС и ее технические возможности», -- цитирует Интерфакс представителя Минфина. Чиновник сообщил, что Минфин призывает срочно доработать программное обеспечение ЕГАИС для устранения сбоев в работе системы. На Ильинке в связи с этим полагают, что ждать предложений по разрешению кризиса в алкогольной отрасли следует не столько от Минфина, сколько от разработчиков ЕГАИС, то есть от НТЦ "Атлас".
В ответ на претензии к Минфину чиновник сообщил, что сроки внесения документов, необходимых для выдачи новых марок и внедрения ЕГАИС, были нарушены по причине сложных согласований с другими ведомствами, в частности с Минэкономразвития и Минсельхозом. Так, по его словам, в МЭРТ долго не согласовывали стоимость марки, поскольку Минфин считал, что марка должна стоить 1,35 руб., а МЭРТ настаивал на 1,3 руб. Чиновник также напомнил, что поправки, касающиеся введения нового типа федеральных специальных и акцизных марок, были внесены законом от 31 декабря 2005 года, и только после этого Минфин смог начать подготовку необходимых документов. Кроме того, приводит Интерфакс слова чиновника, «правительство не имело отношения к поправкам, вводящим ЕГАИС», поскольку они были внесены депутатами Думы. Вследствие этого и «денег на реализацию этих поправок в бюджете не предусмотрено». А НТЦ «Атлас», который внедряет систему полностью за счет собственных средств, по словам чиновника, затребовал за разработку программного обеспечения ЕГАИС 5% от стоимости марок, выпущенных в 2006 году. По данным Минфина, всего в этом году планируется выпустить марок примерно на 5 млрд рублей.
Есть в Минфине и другие претензии к коллегам по правительству и к законодателям. Так, по словам собеседника агентства, по настоянию Минфина с 1 января по 30 июня был введен переходный период, когда в легальном обороте была алкогольная продукция как со старыми, так и с новыми марками, но вместе с тем депутаты отказались внести в закон о бюджете 2006 года предложенные Минфином поправки, которые предусматривали годичную отсрочку подключения к ЕГАИС и введения новых акцизных марок в отношении импортного алкоголя. Кроме того, по словам представителя Минфина, с министерством не был согласован разработанный Минсельхозом план реализации закона, предусматривающего внедрение ЕГАИС.
Теперь, считает чиновник Минфина, ситуацию можно исправить лишь путем переноса сроков введения системы в автоматическом режиме для ее отладки. «Либо надо переносить сроки введения системы в автоматическом режиме, либо она должна работать в тестовом режиме, пока не будут исправлены программные и законодательные сбои», -- цитирует чиновника Рейтер. Он добавил, что «на совещании у Жукова (вице-премьеру Александру Жукову Михаил Фрадков поручил разобраться в ситуации. -- Ред.) де-факто автоматизированная система ЕГАИС признана недееспособной».
По данным правительства, на 11 июня ЕГАИС была установлена в 2490 организациях, в частности у 481 производителей алкоголя (более 97% организаций, планирующих подключиться к ЕГАИС), у 83 импортеров (78%), у 1825 оптовиков (77%) и у 56 производителей этилового спирта (более 57%). В материалах правительства также отмечается, что Федеральная антимонопольная служба должна к 18 августа проверить обоснованность тарифов "Атласа" на подключение к ЕГАИС и обслуживание программного обеспечения.
В Федеральной таможенной службе вчера сообщили, что по состоянию на 24 июля объединением Гознак изготовлено 299 млн акцизных марок. Импортерам выдано 115,2 млн марок, штрих-код нанесен на 75,1 млн марок, а ввезено в страну более 20 млн единиц алкогольной продукции, маркированной акцизными марками нового образца, отмечается в пресс-релизе ФТС. В службе заверили, что таможенные органы полностью обеспечены акцизными марками, необходимыми для выдачи импортерам.
Иван ГОРДЕЕВ