Время новостей
     N°128, 21 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2006
Многоэтажная вина
Региональные чиновники ответят за несовершенство Жилищного кодекса
Пока Госдума активно правит Жилищный кодекс, реализация ряда ключевых положений которого затрудняется из-за обилия в нем смысловых и юридических «пробелов», чиновники федерального правительства не менее активно занялись поиском виновных в неизбежном срыве сроков реформы ЖКХ. Судя по всему, таковые будут назначены из числа чиновников же, но уже регионального и муниципального уровня. Во всяком случае именно своих коллег из городских, областных и краевых администраций пытался обвинить вчера глава департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегионразвития Ремир Мукумов. По его словам, результаты некоей проверки, проведенной федеральным министерством, показывают, что местные власти если не откровенно саботируют, то всячески уклоняются от исполнения федерального жилищного законодательства.

Напомним, что в соответствии с новым Жилищным кодексом обитатели многоквартирных домов должны были до 1 марта 2006 года провести общие собрания, создать товарищества собственников жилья (ТСЖ) и выбрать способ управления своим домом. Собственникам квартир предлагалось либо сохранить существующие отношения с ДЕЗами, либо заключить договоры с частными управляющими компаниями, а самым самоуверенным -- разбираться с коммуналкой самостоятельно. Помочь гражданам, не успевшим определиться в отпущенный законом годичный срок, должны были местные власти, наделенные правом проводить затем конкурсы на управление домом. Однако из-за отсутствия разъяснительной работы как среди жителей, так и среди региональных чиновников, до марта 2006-го ТСЖ успели создать немногие. Достаточно сказать, что сегодня на более чем 400 тысяч многоквартирных домов в России приходится лишь около 26 тысяч ТСЖ. Подобное положение дел уже заставило Госдуму продлить срок жилищного самоопределения граждан еще на год, благо местные власти все равно оказались не готовы к проведению такого количества конкурсов среди управляющих компаний. К тому же нижняя палата принялась срочно править самые проблемные места кодекса.

В свою очередь, ответственное за проведение реформы Минрегионразвития, судя по вчерашнему выступлению г-на Мукумова, намерено добиваться неукоснительного исполнения требований ЖК в его нынешнем виде. Ссылаясь на результаты своей проверки, глава департамента ЖКХ посетовал на то, что во многих регионах власти сознательно вводят граждан в заблуждение, сообщая им, что право организовать ТСЖ появится лишь с 2007 года. А там, где власти безропотно признают за гражданами право распоряжаться собственностью, муниципалитеты стараются навязать образующимся товариществам управляющую компанию по своему выбору.

Правда, критикующий региональных коллег за недостаток рвения Ремир Мукумов в беседе с корреспондентом «Времени новостей» признал, что Жилищный кодекс оставил без ответа многие вопросы, неизбежно появляющиеся у муниципальных чиновников, от которых «сверху» требуют срочно выполнять план по организации ТСЖ и переводу коммунального хозяйства на рыночные рельсы. В частности, до недавнего времени в стране не было никаких четко обозначенных критериев допуска частных компаний к управлению многоквартирными домами. По-прежнему не урегулированы проблемы, связанные с взаиморасчетами между управляющими компаниями и муниципалитетами, обязанными оплачивать коммунальные услуги за нанимателей социального жилья. По закону размер квартплаты должно определять собрание собственников квартир, на которых представляющие интересы нанимателей чиновники муниципалитетов зачастую оказываются в меньшинстве. При этом местному бюджету неизбежно придется вносить квартплату наряду с собственниками квартир независимо от того, какие тарифы за обслуживание дома будут установлены -- хоть тысячи рублей за квадратный метр. Такая неопределенность в стране, где в большинстве многоквартирных домов соседствуют собственники жилья и наниматели, чревата массой конфликтов. О чем недавно уже предупредил глава департамента ЖКХ правительства Москвы Артур Кескинов, заявивший, что столица не намерена субсидировать из городского бюджета «роскошь» и не будет платить по завышенным ставкам. Глава одноименного департамента Минрегионразвития вчера ответил, что в этом случае собственники должны заставить муниципалитет раскошелиться через суд. Судя по всему, этот вопрос еще станет предметом рассмотрения если не в Госдуме, то в суде.

Наконец, по-прежнему остается открытым вопрос о том, как и за чей счет будет проводиться капитальный ремонт жилья, передающегося из муниципальных фондов новым собственникам многоквартирных домов. Жилищный кодекс возлагает все расходы на собственника, однако не поясняет, каков будет механизм финансирования для жителей старых домов, не ремонтировавшихся уже много лет: банковский кредит, накопительная схема или бюджетная субсидия. По словам Ремира Мукумова, сейчас Минрегионразвития завершает работу над программным документом, который снимет все эти вопросы. Он напомнил, что жилищное законодательство позволяет властям расходовать на проведение капремонта бюджетные деньги, и сообщил, что в консолидированном бюджете РФ на 2006 год на эти цели заложено 108 млрд руб. «Я думаю, этой суммы будет достаточно, чтобы запустить процесс капитального ремонта жилых домов на всей территории России», -- заявил г-н Мукумов, отметив, правда, что суть предложенной Минрегионразвития схемы он сможет раскрыть лишь после обсуждения со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.

Александр ГУДКОВ