|
|
N°124, 17 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война в интересах соседей
Израиль поблагодарил Россию за контакты с ХАМАС
Нынешний конфликт на Ближнем Востоке был спровоцирован Ираном и Сирией, стоящими за ливанской группировкой «Хизбалла» (Партия Аллаха) и подтолкнувшими ее к нападению на израильских солдат у границы с Ливаном, что и послужило поводом к разрастанию конфликта. Так считают не только в Израиле. Работающие в регионе российские дипломаты, судя по проведенным "Временем новостей" опросам, согласны с этой версией, с той лишь разницей, что считают Иран в большей степени ответственным за конфликт, нежели менее уверенную в себе Сирию. В России понимают, что Ливан опять стал заложником чужих игр, а «Хизбалла» действует в интересах скорее соседних государств, нежели своего собственного.
Напомним, боевики «Хизбаллы», в течение нескольких лет придерживавшиеся негласного перемирия, обстреляли израильские позиции рано утром 12 июля и совершили вылазку в приграничной зоне, убив семерых и похитив двоих военнослужащих. Почему это произошло именно сейчас? «Группировка «Хизбалла», связанная также и с Сирией, представляет интересы Ирана в регионе. А на Иран накануне саммита стран «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге оказывалось большое давление в связи с его ядерной программой. Тегерану нужно было отвлечь внимание мировых лидеров от этой проблемы», -- сказала в интервью «Времени новостей» глава МИД Израиля Ципи Ливни.
Еще одну причину конфликта Ципи Ливни видит в желании Ирана и Сирии сохранить свое влияние на ситуацию в Палестинской автономии через радикальные палестинские группировки ХАМАС и «Исламский джихад». Кстати, несмотря на резкое обострение ситуации, г-жа Ципи Ливни передала через «Время новостей» слова благодарности российской дипломатии, пытавшейся разрядить обстановку в регионе, хотя, как видим, безрезультатно. «Тем не менее я хочу сказать спасибо российской стороне, поблагодарить за эти усилия», -- сказала министр обозревателю «Времени новостей», отказавшись вдаваться в детали.
По данным «Времени новостей», речь идет о контактах россиян с представителями ХАМАС с целью освобождения израильского капрала Гилада Шалита, взятого в заложники в палестинском секторе Газа 25 июня. Но следует признать, что у России мало эффективных рычагов воздействия на движения ХАМАС и "Хизбалла", которые Москва не считает террористическими.
Иран и Сирия хотят выстроить единый фронт борьбы с Израилем и не допустить, как это уже случилось с Иорданией и Египтом, новых сепаратных мирных договоренностей с еврейским государством. Иран не признает за Израилем права на существование, а у Сирии израильтяне так и вовсе отхватили во время войны 1967 года Голанские высоты. Поэтому обе страны хотят увязать решение палестинской проблемы с вопросами своей безопасности. С этой же целью Сирия и Иран манипулируют ливанской группировкой «Хизбалла», созданной в 1982 году для освобождения южной части Ливана от израильской оккупации.
Израильские войска в 2000 году покинули южную часть Ливана, и у ливанцев вроде нет особых территориальных проблем с Израилем. Значит, нет и повода воевать с ним! Но сирийцы и иранцы нашли такой повод для группировки «Хизбалла», которая объявила, что израильтяне так и не ушли с небольшого клочка «ливанской» земли, стратегических высот, известных под названием Фермы Шебаа. Значит, есть за что воевать, хотя до сих пор не определено, чьи это высоты -- Ливана или соседней Сирии.
«Хизбалле» легко договориться с Сирией и Ираном, ведь эта партия объединяет мусульман-шиитов. В Иране тоже большинство жителей -- шииты, а в Сирии правит близкое шиитам религиозное меньшинство -- алавиты. Поэтому "Хизбалла" поддержала идею сохранения единого фронта борьбы с Израилем. За это же высказалось и палестинское «Исламское движение сопротивление» (ХАМАС), хотя по духу оно ближе к радикальной международной суннитской группировке «Братья-мусульмане».
Боевики ХАМАС захватили израильского солдата на две недели раньше, чем их ливанские собратья по оружию. Речь все о том же капрале Гиладе Шалите, после захвата которого израильтяне начали в секторе Газа масштабную военную операцию. В дело вмешались международные посредники, в том числе Россия. Они почти уже добились от ХАМАС согласия освободить капрала, как тут вмешалась «Хизбалла». «Ее лидер Хасан Насралла срочно отправился в Дамаск, где потребовал от сирийских властей и находящегося там лидера ХАМАС Халеда Машаля не освобождать Гилада Шалита», -- изложила «ВН» вторую причину обострения ситуации израильский министр иностранных дел Ципи Ливни.
А вскоре «Хизбалла» помогла ХАМАС и делом, захватив 12 июля двух израильских солдат и потребовав обменять их на палестинских и ливанских боевиков, сидящих в израильских тюрьмах. «ХАМАС и «Хизбалла» выработали единую стратегию действий», -- заявил «ВН» израильский бригадный генерал в отставке, сотрудник Центра стратегических исследований Шломо Бром. Он объяснил, что израильтяне всегда пытались разорвать связку Палестина--Ливан--Сирия. Как видим, сделать это не удалось.
Сами палестинцы, за исключением связанных с Ираном религиозных движений, такой связке совсем не рады. По данным «ВН», президент Палестинской национальной администрации, лидер светского «Движения освобождения Палестины» (ФАТХ) Махмуд Аббас пытается сейчас не допустить подпадания палестинцев под чрезмерное влияние Дамаска и Тегерана. В этом его поддерживают другие светские палестинские движения. Многие их лидеры имеют богатый опыт ведения переговоров с израильтянами и понимают, что палестинскую проблему легче решить без увязки с сирийско-ливанским вопросом.
9 июля Махмуд Аббас срочно отправил из палестинского города Рамалла в сирийскую столицу Дамаск своих представителей, чтобы они уговорили проживающего в Сирии лидера ХАМАС Халеда Машаля отдать приказ освободить израильского капрала Шалита. Однако Тайсир Халед из ФАТХ и Абдалла Хурани из «Демократического фронта освобождения Палестины» (ДФОП) не смогли заставить лидеров ХАМАС прислушаться к голосу разума. «Они вернулись ни с чем», -- признал "ВН" Мухаммад Кейс Абдель-Карим (Абу Лейла), один из лидеров ДФОП.
Есть и еще одна, не упоминаемая израильскими официальными лицами, причина стремительного разрастания конфликта. Почему на похищение своих солдат израильтяне ответили настолько жестко, что Россия и многие европейские страны заговорили о «чрезмерном применении силы»? Одно из возможных объяснений этому заключается в том, что в Израиле у власти сейчас находятся лишенные харизмы и малоопытные в военном деле лидеры. После мартовских парламентских выборов это правительство не проработало еще и года. «Единственный адекватный человек в правительстве -- министр иностранных дел Ципи Ливни. Глава левой партии «Авода», бывший профсоюзный лидер Амир Перец на посту министра обороны -- это просто смешно. А нынешний премьер Эхуд Ольмерт всегда был только послушным исполнителем воли своего шефа Ариэля Шарона, с начала этого года находящегося в коме», -- напомнил «ВН» бывший глава одной из израильских спецслужб «Натив» (занимающейся контактами с евреями Восточной Европы) Яков Кедми. По его мнению, проблема даже не в лидерах, а в кризисе всей управленческой системы Израиля, затронувшем и спецслужбы, и военные структуры. «В конце концов, захваченный палестинцами капрал Гилад Шалит просто-напросто спал на посту, и это не украшает нашу армию», -- говорит Яков Кедми.
Премьеру Эхуду Ольмерту и его разношерстной команде, в силе и единстве которой многие сомневаются, надо было убедительно доказать, что система работает, а Израиль остается мощным государством, способным на быструю реакцию и сокрушительное возмездие. И не важно, что нет стратегии, как быть дальше. В конце концов, а у кого есть такая стратегия на Ближнем Востоке?
Елена СУПОНИНА, Рамалла--Иерусалим--Тель-Авив