|
|
N°124, 17 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Палата смелых
Совет Федерации позволяет себе критиковать принимаемые законы
Совет Федерации завершил одну из самых скандальных сессий в своей новейшей весьма тихой истории. За прошедшие полгода сенаторы провели 13 пленарных заседаний, приняли 143 закона и отклонили четыре. Но запомнится парламентская сессия прежде всего неожиданным увольнением пяти сенаторов и странной позицией членов верхней палаты по спорным законопроектам. В весеннюю сессию сенат практиковал следующую схему -- по нашумевшим законопроектам профильные комитеты активно, но неофициально высказывались против, а по итогам голосования законы принимались.
Этим приемом сенаторы воспользовались и в минувшую пятницу, принимая поправки в закон «О противодействии экстремисткой деятельности». Заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Алексей Александров пояснил, что изменения в статьях, расширяющих понятие "экстремизм", понадобились потому, что «ситуация в стране обострилась». Напомним, что теперь экстремистской деятельностью считаются подготовка и совершение действий, направленных на посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. Также экстремизмом называется публичная клевета или угроза насилия в отношении представителя государственной власти. Г-н Александров заверил сомневающихся в правомерности такой широкой трактовки понятия «экстремизм» в том, что привлечение к ответственности по обновленному закону будет осуществляться «только через суд и с широким освещением в средствах массовой информации». На возражения коллеги от Владимирской области Евгения Ильюшкина, что такое понимание экстремизма позволит любому провокатору испортить жизнь неугодной политической партии, г-н Александров посоветовал полагаться на богатую российскую судебную практику и предвидение действий провокаторов. Сенатор от Тувы Людмила Нарусова сначала посетовала на то, что принятие закона в таком виде создает касту неприкасаемых чиновников, которых нельзя критиковать, но при этом предложила ввести наказание для СМИ, которые ретранслируют клевету в отношении госслужащих. В заключение своего противоречивого выступления г-жа Нарусова горячо стала призывать коллег принять закон, но с одним условием -- дать протокольное поручение сенаторам на ближайшем заседании после каникул устранить неточности определений. За эту идею проголосовали 133 члена Совета Федерации, четверо были против, двое воздержались.
На последнем заседании верхняя палата также ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма и одобрила федеральный закон «О противодействии терроризму», позволяющий президенту отправлять спецназ за границу. Наконец, сенаторы проголосовали и за присоединение России к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
На итоговой пресс-конференции спикеру Сергею Миронову пришлось отдуваться за кадровые скандалы последнего полугодия, вследствие которых ряды сенаторов покинули представитель Приморья Игорь Иванов, представитель Ямало-Ненецкого автономного округа Борис Гутин, член СФ от Хакасии Аркадий Саркисян и ненецкий представитель Александр Сабадаш, а также был лишен неприкосновенности из-за обвинений в коррупции сенатор от Калмыкии Левон Чахмахчян. Спикер постарался опровергнуть слухи о том, что у него уже заготовлен еще один черный список из 14 фамилий. «Ответственно заявляю: никакого списка нет и быть не может. На сегодняшний день нет оснований для досрочного прекращения полномочий кого-либо из коллег», -- уверял Сергей Миронов. Правда, потом он пояснил, что «есть несколько кандидатов» на сенаторские кресла, которые «не проходят процедуру голосования в Совете Федерации». То есть г-н Миронов признал, что просто не передает прибывшие из регионов документы о назначении данных персон в профильную комиссию.
Дарья ГУСЕВА