|
|
N°123, 14 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чисто английский рецепт
На экранах -- британская комедия воспитания «Уроки вождения»
Этот фильм оказался лидером Московского фестиваля -- он получил спецприз жюри, приз российской критики и приз зрительских симпатий. А исполнительница одной из главных ролей Джулия Уолтерс, уважаемая британская актриса (номинировавшаяся на «Оскар» первый раз в 1986 году за фильм «Воспитание Риты», а в 2000-м -- за роль в фильме «Билли Элиот»), украсила собой список обладателей «Серебряного Георгия». Четыре приза за одну картину, которая в эти дни как раз выходит в прокат... Где ей быть куда уместнее, чем в числе конкурсантов большого фестиваля. Потому что «Уроки вождения» -- абсолютно зрительская картина, то есть честная, добротная, с хорошими актерскими работами и абсолютно, на сто процентов ожидаемая, предсказуемая и вторичная.
Сюжет -- переложенная на английский лад французская история «Гарольд и Мод». Но если во французском варианте резвая старушка и разочаровавшийся в жизни молодой человек составили в конце концов влюбленную пару, пусть любовь и осталась платонической, то в варианте британском преклонных лет актриса с богемными замашками просто дает понюхать жизнь нежному отпрыску пасторского семейства с истеричной мамочкой-филантропкой и склонным к депрессиям отцом-проповедником.
Юношу играет Руперт Гринт, подросший рыжий Рон из «Гарри Поттера», на мой взгляд, самый обаятельный из трех основных мегагероев. Гринт и в «Уроках вождения» обаятелен, простодушен и мил. Он старательно изображает замкнутого подростка, покорно разделяющего все безумства своей полоумной мамочки -- еще одна заметная актриса, американка Лора Лини, тоже имеющая номинацию на «Оскар» (за фильм «Можешь на меня рассчитывать»). Режиссер «Уроков вождения» Джереми Брок -- дебютант, и дебютант добросовестный, учитывающий опыт многочисленных предшественников и пользующийся всеми штампами. К тому же по первой своей профессии он драматург и поэтому сценарий для себя сочинил сам.
Юноша не умеет водить машину и не может сдать экзамен по вождению, поскольку зажат, неловок и забит мамашей. Но ему уже шестнадцать, и он, как и все благонравные дети, должен летом найти способ немного заработать. «Если ты найдешь себе работу на лето, ты сможешь помочь мистеру Финчли», -- подбадривает его матушка, живущая исключительно ради помощи ближним, порой весьма агрессивной и обременительной для окружающих. Отечественным зрителям не всегда легко догадаться, что именно изобличает и пародирует в британских нравах британское кино. Однако именно в этих подробностях и кроется его главное очарование, которое способно увлечь даже тех, кто не знает особенностей пуританского воспитания.
Но вот герой с вытаращенными от страха глазами уже сидит за рулем допотопной машины -- он нанят на работу помощником по дому, и его хозяйка, бывшая актриса, ныне просто немолодая и пьющая дама, полна решимости открыть перед подростком мир. Пусть и при помощи ворованных фонариков, корзины для пикника и монологов из пьес Шекспира. И что вы думаете? Ей таки это удается...
Как удается и обычной британской картине, без оригинальности и новизны, оставаться всегда приличной, в меру забавной и неизменно добротной. И ведь никак нельзя назвать актерскую игру выдающейся -- все приемы видны, все приспособления известны, но есть неуловимый привкус чего-то большего. Нет сомнений, что это большее -- культурная традиция, не позволяющая небрежно отнестись ни к одной детали. Декорации продуманы, реплики отточены, свет поставлен правильно, звук безукоризнен, а второстепенные персонажи выразительны и узнаваемы. Кроме того, в каждой роли есть та самая характерность, которая в драматических спектаклях британских театров порой выглядит нарочитой, но в кинематографе принимает форму легкой чудаковатости, охотно прощаемой на фоне общей глянцевой пресности.
Вольно же режиссеру и сценаристу Джереми Броку посмеиваться над издержками протестантской этики и противопоставлять мрачноватому добронравию порядочного семейства мелкое хулиганство своей артистичной героини. Она и джин пьет сверх меры, и соврать готова, и стянуть, что плохо лежит. В общем -- душа нараспашку, и оттуда летят свежие чувства и непосредственные впечатления. Но мы-то с вами знаем -- с этим надо быть поосторожней. Увлечешься, и фильмы тоже будут другими.
Алена СОЛНЦЕВА