|
|
N°121, 12 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По следу Чингисхана
Михаил Фрадков поехал налаживать отношения России с Монголией
Проходящий в эти дни визит премьер-министра России Михаила Фрадкова в Монголию вряд ли можно отнести к разряду прорывных: соглашений стратегического характера, которые могли бы кардинально повлиять на развитие двустороннего сотрудничества, заключено не было. Однако состоявшиеся переговоры, как, впрочем, и сам факт приезда главы российского правительства в знаменательные для всех монголов дни главных национальных праздников, говорят не только о большом желании России и Монголии поскорее преодолеть спад в торгово-экономических отношениях 90-х годов, но и о принципиальной готовности двух соседних, некогда очень близких и политически, и экономически государств восстановить былые связи. Причем для этого, как признали г-н Фрадков и его монгольский коллега Мегомбын Энхболд, есть все возможности.
В Улан-Баторе премьер "убил сразу двух зайцев": провел торгово-экономические переговоры, в ходе которых в том числе лоббировал интересы российского бизнеса, а также выступил в качестве представителя России на торжествах по случаю 800-летия монгольской государственности и 85-летия со дня Народной революции 1921 года.
Вряд ли красочное представление, прошедшее вчера на главном стадионе Монголии, оставило российского премьера равнодушным. По крайней мере всем своим видом г-н Фрадков демонстрировал, что ему понравилось действо с участием нескольких сотен артистов в национальных костюмах, в одеянии воинов Чингисхана, который собственно и создал восемь столетий назад единое монгольское государство. Ныне Чингисхан -- национальный герой страны, почитаемый куда больше, чем главный герой ушедшей социалистической эпохи Сухэ-Батор. К празднику в Улан-Баторе открыли внушительный монумент Чингисхану. Причем на главной площади города, всего в нескольких десятках метров от памятника Сухэ-Батору.
В России многие люди знают, как обошлись с Русью соратники и потомки Чингисхана, однако вряд ли об этом вспоминали участники вчерашних празднеств. Россия и Монголия предпочитают смотреть вперед, а не вглядываться в глубь веков. «Общий вывод: у России и Монголии есть все необходимое для прорыва в торгово-экономических отношениях», -- констатировал после переговоров Михаил Фрадков, сообщив, что уже подготовлена программа двустороннего торгово-экономического сотрудничества на 2006--2010 годы. Не исключено, что она будет подписана во время визита президента Монголии Намбарына Энхбаяра в Россию. Вчера г-н Фрадков передал ему предложения Москвы о дате визита. «Исходим из того, что откладывать визит нецелесообразно», -- сказал журналистам премьер.
Без сомнения, весомая часть программы будет посвящена модернизации трех крупнейших в Монголии предприятий, организованных совместно с Россией, -- горно-обогатительных комбинатов «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», а также Улан-Баторской железной дороги (УБЖД). Эти три предприятия дают свыше 30% ВВП Монголии. Улан-Баторскую железную дорогу (протяженность 1111 км, соединяет Россию и Китай) ждет серьезное обновление. По словам сопредседателя российско-монгольской межправительственной комиссии, министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, стороны предполагают вложить 2 млрд долл. в ее электрификацию и строительство второго главного пути. После реконструкции УБЖД не только позволит обслуживать возрастающие объемы российско-китайского товарооборота (как известно, к 2010 году он должен увеличиться до 60 млрд долл.), но и кратчайшим путем доставлять грузы из других азиатских стран в Европу и из Европы в Азию.
Россия уже много лет желает увеличить свои доли в трех крупнейших российско-монгольских СП (например, российская доля в добывающем медь и молибден «Эрдэнэте» -- 49%). Однако монголы также хотят большего контроля над предприятиями. Отсюда некоторая напряженность. Впрочем, вчера публично ее никто не выказывал. «Договорились в ближайшие время снять проблемы по этим предприятиям, чтобы расчистить поле для реализации других крупных инвестиционных проектов», -- сказал Михаил Фрадков. По его словам, «повышенный интерес» к работе в Монголии сегодня проявляют «Северсталь», «Базовый элемент», «Ренова», «Норильский никель». Речь идет преимущественно о добыче полезных ископаемых: угля, концентрата меди, урана, золота (Монголия располагает самыми богатыми в мире месторождениями россыпного золота).
В этой сфере сложилась несколько странная ситуация. В свое время все основные месторождения природных ресурсов в Монголии были разведаны при помощи советских геологов. Тем не менее за последние 15 лет лицензии более чем на 60% разведанных запасов получили иностранные компании, зачастую малоизвестные на мировом рынке. Из 5,5 тыс. лицензий на разведку и разработку, выданных в тот период, российским компаниям достались только 72. Причем это было связано с позицией не только монгольских властей, но и российского частного бизнеса, который не торопился осваивать недра соседней страны. Сейчас ситуация меняется. Российские компании хотят работать в Монголии, но пока для этого, судя по всему, не созданы максимально благоприятные условия. «Необходима прогнозируемая система налогообложения в Монголии, чтобы российские инвесторы успешно оперировали на монгольском рынке», -- говорит Михаил Фрадков. Замечание премьера не случайно. По сообщению монгольской прессы, недавно парламент страны принял шокировавший весь горнорудный мир закон, увязывающий налогообложение добычи золота и меди с мировыми ценами на эти товары. Согласно новому закону будет взиматься налог в размере 68% от роста цены на золото и медь, в том случае если цена на медь на Лондонской бирже превысит 2600 долл. за тонну, а на золото -- 500 долл. за унцию.
Продвижению российского бизнеса в Монголии, восстановлению прежних торгово-экономических связей будет, безусловно, способствовать благоприятная для россиян языковая среда. По статистике, примерно 50% граждан Монголии в той или иной степени владеют русским языком. К примеру, президент страны Намбарын Энхбаяр, с которым Михаил Фрадков провел вчера получасовую беседу, на русском языке изъясняется свободно: в 1980 году он окончил Литературный институт им. Горького. Отметим, что и сегодня в российских вузах нередко можно услышать монгольскую речь. По словам Михаила Фрадкова, с 2003 года из российского бюджета выплачивались стипендии 200 монгольским студентам. В этом году выделено 20 стипендий для обучения в художественных вузах. Кроме того, пять российских высших учебных заведений, в том числе Московский энергетический институт и Российская экономическая академия имени Плеханова, открыли в Монголии свои филиалы. В них учится примерно 500 студентов. Всего же русский язык изучает в Монголии около 300 тыс. учащихся и студентов (население страны 2,8 млн человек, более миллиона из них живет в столице).
По итогам переговоров глава Минсельхоза Алексей Гордеев и его монгольский коллега подписали соглашение о поставках в Монголию продовольственной пшеницы. Как сообщил министр, отвечая на вопрос «Времени новостей», по просьбе монгольского руководства будет поставлено 40 тыс. тонн зерна. Причем, по словам г-на Гордеева, «в кредит, в рассрочку, на льготных условиях». Иными словами, Россия окажет Монголии нечто вроде продовольственной помощи.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Улан-Батор