|
|
N°119, 10 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тарифный треугольник
Вашингтон готов защитить Украину от Туркмении
Лидер украинской Партии регионов Виктор Янукович в пятницу пообещал, что в случае избрания его на должность премьер-министра он не допустит повышения цен на газ для Украины. Газовый вопрос Янукович назвал болезненным для своей страны. «Нам непонятно, почему Украина не решает вопрос прямых поставок», -- заявил он, утверждая, что найдет общий язык с Россией и Туркменией по вопросу поставки газа с тем, чтобы «ни в коем случае не допустить повышения цены на газ в этом году». «Эта ситуация очень угрожающая для нашей страны, -- сказал лидер Партии регионов, -- но мы имеем опыт, знаем пути, которые необходимо пройти для того, чтобы стабилизировать ситуацию и снять газовый вопрос».
Если внутриполитический кризис на Украине разрешится так, как на это надеется Виктор Янукович, и он получит пост премьера, то действительно его надежды найти общий язык с Россией, в том числе и по газовой проблеме, могут стать реальностью. В Москве не могли не оценить по достоинству заявления лидера «регионалов» о переоценке роли России во внешней политике Украины, сделанные им на съезде своей партии в конце прошлой недели. Но вот что ждет новое украинское правительство на переговорах с Туркменией, предсказать гораздо труднее.
Последняя попытка Киева добиться понимания в Ашхабаде по вопросам поставок газа окончилась неудачей. Министру топлива и энергетики Украины Ивану Плачкову, приехавшему туда в конце июня, чтобы договориться о покупке 11 млрд куб. м газа в четвертом квартале этого года, было категорически заявлено, что его цена составит 100 долл. за 1 тыс. куб. м на туркмено-узбекской границе. С учетом стоимости дальнейшего транзита и НДС конечная цена туркменского газа для украинского потребителя возрастет как минимум до 150 долларов.
Киев не принял ультиматум Ашхабада (см. «Время новостей» от 3 июля) еще и потому, что на переговорах туркменская сторона, по сведениям «Времени новостей», полученным из информированных источников в туркменской столице, потребовала расплатиться за долги, возникшие в первые дни января нынешнего года. Тогда, на пике газовой войны между Москвой и Киевом, Украина прибегла к так называемому несанкционированному газовому отбору из тех объемов топлива, которые предназначались Западной Европе. Ответственность за грандиозный скандал Москва возложила на Киев, назвав в первые дни нового 2006 года случившееся (еще до подписания между ними газового перемирия в ночь на 4 января. -- Ред.) очередным случаем «воровства» газа. В Киеве же тогда заявили, что, отобранный газ -- это «туркменский газ», якобы закупленный Украиной согласно контракту, заключенному с Ашхабадом в конце декабря 2005 года.
И хотя отгрузки туркменского газа в адрес «Нафтогаза» не было и быть не могло (весь газ получал «Газпром»), г-н Ниязов не преминул напомнить киевским гостям о тех неосторожных словах. И даже потребовал оплатить этот газ. В Киеве поначалу ответили, что это не украинская проблема, пусть, мол, в Ашхабаде разбираются с «Газпромом» в рамках своих контрактных отношений. Кроме того, г-н Плачков отказался обсуждать погашение части долга Украины за поставки газа в 2005 году (речь идет примерно о 63 млн долл., которые так и не были погашены поставками). Проблема зависшего долга который раз привела Туркменбаши в ярость.
Предъявит ли он эти претензии новому правительству Украины, очевидно, будет зависеть от политической конфигурации киевской власти, которая должна быть сформирована до 25 июля. Если правительство будет формироваться Виктором Януковичем, не исключено, что Ашхабаду придется столкнуться с российско-украинским альянсом газовых потребителей. Если же Москва и Киев договорятся сообща не уступать ультимативным требованиям Туркменбаши получать за свой газ по 100 долл. за 1 тыс. куб. м, то он может оказаться в патовой ситуации. В Ашхабаде хорошо понимают, что закрыть газовые скважины больше чем на два месяца в ожидании выполнения своих требований невозможно: технологически это грозит катастрофой для всего газового комплекса страны. Газовых хранилищ, таких как в России, на Украине или в Белоруссии, в Туркмении не существует. Кроме Украины (транзитом через Россию) туркменский газ экспортируется сейчас только в Иран, но эти объемы незначительны, менее 10 млрд куб. м ежегодно. Контракт с «Газпромом» на 30 млрд куб. м закончится до конца октября, а соглашаться на его продление до конца года по цене 100 долл. в Москве пока не намерены. Это означает, что у Туркменбаши не такое большое пространство для маневра.
Правда, у Киева оно еще меньше, поскольку страна рискует остаться без необходимых ей в четвертом квартале 11--12 млрд куб. м газа. Поэтому, по информации «Времени новостей», в «Газпроме» не особенно верят, что совместные действия с Киевом могут заставить г-на Ниязова пойти на ценовые уступки. Тем более что пока (по понятным причинам) нет и политической воли сотрудничать с «Нафтогазом» в решении этого вопроса.
Все это так, если газовые взаимоотношения по схеме «продавец -- транзитер -- покупатель» останутся проблемой, решаемой в треугольнике Туркмения -- Россия -- Украина. Однако по сведениям «Времени новостей» из информированных дипломатических источников, к этим взаимоотношениям активно готовы подключиться и США. Интерес Вашингтона обусловлен в первую очередь стремлением обеспечить энергетическую выживаемость Украины при президенте Ющенко. С этой целью американцы готовы оказать давление на Туркменбаши, стремясь убедить его в обмен на определенные преференции по отношению к нему отказаться от повышения цены на газ для Киева до 100 долл. на туркменской границе так, чтобы Украина платила эту цену уже только на своей границе с Россией. Таким образом, по замыслу американцев в эту цифру будет включена и плата за транзит газа по российской территории. Не исключено, что в ближайшие месяцы переговоры между Москвой и Вашингтоном на тему газового треугольника станут реальностью. В то же время сейчас не очень понятно, в какую сторону повернется проукраинская деятельность США в Ашхабаде в связи с новым раскладом сил в Верховной раде.
Аркадий ДУБНОВ