|
|
N°119, 10 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром нефть» зальет Питер бензином
Рязанов застроит заправками родину Путина и Миллера
Крупные нефтяные компании все сильнее теснят местных трейдеров на бензиновом розничном рынке Санкт-Петербурга, который до недавнего времени исторически был практически монополизирован городскими игроками. В минувшую пятницу «Газпром нефть» (бывшая «Сибнефть») купила в Питере 30 участков под АЗС по начальной цене аукциона -- 11,926 млн долл. Это второй мощный старт на питерском рынке крупной нефтяной компании. Первым был ЛУКОЙЛ, которому сейчас принадлежит в городе около 110 действующих и строящихся АЗС, а также участков под бензоколонки. Третьей, полагают эксперты, станет ТНК-ВР. Пока в городе не больше десятка АЗС, принадлежащих «дочке» «Газпрома», которые пока работают под старым, знакомым автолюбителям брендом «Сибнефти». Новые станции начнут свою деятельность уже под вывеской «Газпром нефти», ставшей недавно одним из крупнейших налогоплательщиков Санкт-Петербурга.
Власти города обещали, что в этом году продадут примерно 60 участков под строительство АЗС. Фаворитами считались «Газпром нефть» и ТНК-ВР. Глава газпромовской «дочки» Александр Рязанов зимой заявил, что компания ставит перед собой цель построить в Питере от 30 до 50 станций. Менеджмент российско-британского холдинга замахнулся на 60 АЗС и обещал инвестировать в них около 150 млн долларов.
Первый аукцион по продаже участков состоялся 7 июля и прошел без торгов. На нем присутствовали лишь два участника, именно поэтому на рынке поговаривают, что главные претенденты просто договорились разделить друг с другом территории. До конца года город собирается продать еще около 30 участков, и вероятно, ТНК-ВР великодушно уступила почетное право первенства бывшей компании Романа Абрамовича, которая долго, но малоуспешно пыталась войти на розничный рынок Питера. Одно время она даже хотела стать поставщиком топлива для бюджетного транспорта, но не смогла переиграть тогдашнего лидера -- Петербургскую нефтяную компанию (ПТК, около 120 АЗС). Достижения бывшей «Сибнефти» в регионе ограничивались десятком АЗС, часть которых еще в стадии строительства, а сооружение некоторых еще даже не началось.
Лот из 30 участков продан за сумму, равную арендной плате за землю в течение двух лет. «После завершения строительства город передаст земельные участки в аренду «Газпром нефти» на 49 лет с последующим правом выкупа», -- говорится в официальном сообщении компании. Кроме этого взноса газпромовская «дочка» обязана до нового года перечислить в питерский бюджет 4 млрд руб. налогов, причем 100 млн руб. из них от розничной торговли нефтепродуктами. Если «Газпром нефть» этого не сделает, то потеряет 1,2 млрд руб. (около 45 млн долл.) -- сумму, которая по условиям торгов была депонирована на специальном счете в качестве гарантии платежеспособности покупателя. Таково кредо Смольного: холдинги, желающие строить сети АЗС, должны делать крупные взносы в питерский бюджет. Напомним, что газовый концерн зарегистрировал «Газпром нефть» в Петербурге и намерен разместить здесь ее головной офис. «Газпром» уже перевел часть налоговых потоков дочерней компании из Омской области, где базировалась «Сибнефть», в родной город президента Владимира Путина и главы газового холдинга Алексея Миллера. За счет налогов «Газпром нефти» в Петербурге будет строиться 300-метровый небоскреб «Газпром-Сити», в этот проект компания ежегодно в течение десяти лет будет вкладывать 6 млрд рублей.
Небольшие питерские нефтетрейдеры в панике: они понимают, что сейчас речь идет о выживании. «Город заинтересован в крупных нефтяных компаниях, которые обеспечат регулярные налоговые отчисления в бюджет и выступят гарантом стабильных цен на нефтяном рынке», -- говорит представитель фонда имущества города Николай Ботвин. «Вертикально интегрированные холдинги уже договорились о том, кто какой долей рынка в Питере будет владеть», -- считает владелец одной из местных сетей. В Нефтяном клубе Петербурга полагают, что такое огромное количество станций городу просто не нужно: новые АЗС будут построены рядом друг с другом и в результате будут стоять полупустыми. ПТК пока сохраняет лидерство, но не утихают слухи, что ее хочет купить одна из крупных нефтекомпаний.
Утешительным призом для небольших трейдеров может стать запланированный на 28 июля аукцион по продаже десяти участков, которые будут продаваться поодиночке. У небольших компаний появится шанс приобрести новые активы.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург, Денис РЕБРОВ