|
|
N°117, 06 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Это вызов российской дипломатии»
Ситуацию вокруг Северной Кореи комментирует «Времени новостей» член-корреспондент РАН, глава Центра экономики и политики Китая и Японии ИМЭМО РАН Василий МИХЕЕВ.
-- Чем объясняется северокорейский демарш?
-- Северокорейцы понимают, что при нормальном развитии отношений в обмен на внешнюю помощь они вынуждены провести рыночные реформы и открыться. Они этого не хотят и торгуются.
-- Какие карты у них на руках?
-- Во-первых, ядерное оружие. Во-вторых, сам факт участия в переговорах. Третья карта -- ракетные испытания.
-- Почему Пхеньян вытащил третью карту именно сейчас?
-- Это связано с двумя обстоятельствами: с ситуацией вокруг ядерной программы Ирана и с приближающимся саммитом «восьмерки». С точки зрения Пхеньяна, перефокусировка внимания мирового сообщества на иранскую проблему снизила «стоимость» северокорейской игры вокруг ее ядерной программы. К тому же участники «шестерки по Ирану» сумели выработать единую позицию и предложить ее Ирану. Это создает, с точки зрения Пхеньяна, «угрозу» выработки единой позиции и по Северной Корее, что чревато для него потерей маневренности между различиями в подходах сторон. В-третьих, Пхеньян увидел готовность мирового сообщества «платить» Ирану за отказ от военной ядерной программы. Выйти из этой ситуации Пхеньян решил, запустив ракеты.
-- Но почему в нашу экономическую зону?
-- У КНДР нет современных технологий, северокорейцы не знают, куда полетят ракеты. Это был не вопрос их укрепления военной мощи, а вопрос игры. У разных сторон они попытались вызвать разную реакцию: более жесткую -- у США и Японии, менее жесткую -- у России и Китая. Вот и создается новая «вилка», которая не позволит «пятерке» (США, Япония, Россия, Китай, Южная Корея. -- Ред.) участников шестисторонних переговоров (шестая -- сама Северная Корея. -- Ред.) добиться единой позиции, подобно случаю с Ираном. Теперь очень важно, чтобы остальные пять стран, учитывая иранский опыт, выработали единые подходы, более определенно и жестко говорили с Северной Кореей. Пока дело шло о блефе со стороны КНДР, прямой угрозы России не было. А сейчас непонятно, куда эти летящие железки упадут. С другой стороны, северокорейцы продемонстрировали глубокую отсталость в ракетных технологиях.
-- Российская позиция изменится?
-- Она давно должна измениться. Другое дело, что России выгодна пассивная позиция по Северной Корее, поскольку влияния у нас нет, да и энергетических интересов там тоже нет. Но России не выгодно, чтобы «восьмерка» перефокусировала свое внимание с энергетики, на что нашим руководством сделана главная ставка, на проблемы Северной Кореи, которые, в восприятии России, не имеют решения. Изменение позиции России во многом будет зависеть от Китая. Если он займет жесткую линию в отношении Северной Кореи, а такие признаки есть, тогда России ничего не останется, как поддержать ее. Это вызов российской дипломатии.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ