Время новостей
     N°116, 05 июля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2006
В плохом кино хорошей музыки не бывает
Главный герой современной российской поп-сцены -- это саундтрек к блокбастеру
С чего все начиналось

Обычная ситуация: саундтрек отечественного фильма выпускается одновременно с фильмом, бьет рекорды продаж, в одночасье делает звезд из неизвестных новичков, а инструментальные темы расходятся на миллионы рингтонов и риалтонов. Это уже привычная ситуация, но совсем недавно все было гораздо скромнее.

О советском времени речи нет: тогда у нас саундтреки специально не выпускали, только особенно полюбившиеся киношлягеры попадали на "винил". Между тем в советское время кино (художественное, документальное и мультипликация) было неким прибежищем для композиторов-новаторов, вспомнить барочный минимализм Мартынова (в «Михайле Ломоносове») или диссонансы Шнитке в мультфильмах. Но вообще киномузыка считалась прикладной, ее самостоятельная ценность была неочевидна. Теперь "саундтрек к российскому блокбастеру" почти равноценен самому блокбастеру.

Одна из главных причин такого внимания к киномузыке в том, что кинокомпании и рекорд-компании стали работать рука об руку, осуществляя кросс-промоушн. Пристроить песню в фильм стало "правильной задачей" любого музпродюсера. Песня в блокбастере -- это практически стопроцентная гарантия раскрутки как песни, так и артиста. Малоизвестные группы получают разом ротацию на телевидении и радио, аудиторию и паблисити. Именно через кино раскрутились группы Uma2rman («Ночной дозор»), «Город 312» («Дневной дозор» и "Питер FM") и Tokio («9 рота»). Сейчас у кинокомпаний несравненно более широкий арсенал возможностей, чем у рекорд-компаний или музыкальных продюсеров. Хотя бы потому, что многие блокбастеры делаются на деньги телекомпаний, используют их мощности, кроме того у музыкантов, причастных к кинопроекту, на телевидение путь открыт.

Как ни странно, но идея кросс-промоушна даже у нас появилась не вчера. В перестроечное время в России случился первый опыт привязки саундтрека на носителе к фильму. Саундтрек фильма «АССА» на виниловой пластинке -- сборник песен тогдашних рок-звезд -- снискал бешеный успех. Даже не столько из-за того, что фильм понравился, а из-за особой рок-н-ролльной атмосферы, атмосферы контркультуры, «квартирников» и «рок-лабораторий», запечатленной на хорошо (а по тем временам даже шикарно) изданном двойнике. Кстати, многим именно эта пластинка дала возможность впервые услышать героев «магнитофонной культуры» (БГ и Цоя) в хорошем качестве. Вышедший два десятилетия спустя «Брат 2» -- сборник молодых рок-героев, от "Сплин" до "Чичериной" и "Би-2", -- сразу стали лестно сравнивать именно с «Ассой». История повторилась на какое-то время, но в общем чистое компиляторство (т.е. использование в ленте просто известных композиций) трендом не стало. Из последних рок-компиляций можно вспомнить лишь «Охоту на пиранью». Кстати, саундтрек первого "Брата" был выпущен уже после второго и фактически представлял собой сборник песен "Наутилуса Помпилиуса".

Из чего получается CD с саундтреком

В фильмовой музыке главное -- песня или тема. На диске с саундтреком -- тоже. Продюсеры российского блокбастера заказывают оригинальную музыку, ищут потенциальные хиты и перспективных новичков. И желательно -- отечественного производства: с вхождением нашей страны в мировой рекорд-бизнес оказалось, что надо «очищать» треки (т.е. платить правообладателям), что есть дело хлопотное и дорогостоящее. Пример. За пару месяцев до релиза я смотрел один крупнобюджетный, знаменитый впоследствии блокбастер -- картину показывали в кинозале особнячка выпускающей компании, с черновым звуком. «Черновой» саундтрек был нафарширован замечательным английским роком и европейскими шлягерами, которые в экранной версии по большей части оказались замененными на новые песни российских и украинских исполнителей. Понятно: хитовые треки очищаются (то есть освобождаются от роялти) непросто, и не всегда получается добиться прав на размещение в фильме. В то же время появилась возможность нанимать иностранцев: культовые мрачные британцы Red Snapper в «Антикиллере», финское виолончельное трио Apocalyptica в «Бое с тенью», и даже классик жанра Горан Брегович засветился в «Турецком гамбите». Алексей Сидоров, режиссер «Боя с тенью», рассказывал, что ему с самого начала очень хотелось, чтобы главную тему его картины (композитор Алексей Щелыгин) сыграли именно финские парни из Apocalyptica.

Когда в конце 90-х отечественное кино пришло в себя после долгой стагнации и наконец стали запускать недешевые проекты, блокбастеры, к ним понадобилась и соответствующая музыка: оригинальная и отменно сыгранная. Ее стали заказывать профессиональным композиторам, сочинявшим нечто правильное и классичное для симфонического оркестра.

Кто заставляет нас слушать фильм

При столь сложных и штучных задачах композиторами российских блокбастеров подчас становятся не только "академисты" (как Антон Батагов или Леонид Десятников). Сюрпризом стало превращение эпатажного матерщинника Сергея Шнурова в автора самой известной киномелодии последних лет -- к "Бумеру". Шнур, не знающий нот и державший баян разве что в школе, нащупал именно тот звук и мелодику, грубовато-сентиментальный сдержанный плач, идеально ложившийся на настроение («никого-не-жалко-никого») фильма. Автор шлягеров Аркадий Укупник написал музыку для "Сволочей". Обласканный критикой фильм Дмитрия Месхиева "Свои" оснащен вкусным саундтреком: нетипичный для блокбастеров, фолковый саундтрек «Своих» содержит по преимуществу оригинальную музыку Святослава Курашова. Новый симфонизм (как того требуют панорамные сцены) в нем перемежается фольклорными мотивами, баянами (в исполнении питерского экс-рокера Сергея Щуракова) и народными напевами. Отдельно стоит отметить очень красивую песню "Речка" ("Разлилася-разлилась/ речка быстрая"), выловленную в глубинке Сергеем Старостиным. Этно-звезда Старостин, участник группы "Альянс", сыграл и спел несколько композиций для этого фильма. То есть не просто нечто а-ля рюс, пастораль и бабушки, а настоящий, вдохновенный этно-проект. Из той же серии -- музыка к "Графу Монтенегро", сочиненная дуэтом "Белый острог".

==========================================================

Во время подготовки этого материала я провел в своем ЖЖ небольшой опрос: кто какие саундтреки может вспомнить и какие кому особенно нравятся. В опросе принимали участие коллеги-журналисты, пишущие о музыке и кино, просто меломаны и профессиональные музыканты. Для меня оказалось неожиданным, что лидером опроса помимо вечных хитов вроде "Бумера" стали прочно забытый фильм "Похитители книг" (песни и инструменталы группы "Мумий Тролль"), кунштюк "Даун Хаус" и попсовое ревю "Снежная королева". Большим уважением в рок-среде пользуется «Богиня. Как я полюбила». Один юзер отметил, что «Бумер» и «Брат 2» суть главные российские саундтреки и ничто вровень с ними не встанет. Поспорить с ним никто не решился.

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка