|
|
N°115, 04 июля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Редакционная политика
Предвыборные кампании по новым правилам могут привести к лавине исков против СМИ по обвинению в экстремизме
Председатель Центризбиркома Александр Вешняков в июне направил письмо в региональные избирательные комиссии «по некоторым проблемам пресечения незаконной агитационной деятельности и изъятия незаконных агитационных материалов». В нем, в частности, редакторам местных СМИ предлагается отказывать кандидатам в размещении предвыборной агитации, если в ней найдутся признаки разжигания «социальной, расовой, национальной, религиозной ненависти и вражды». В свете кампании борьбы с экстремизмом и принятием Госдумой в первом чтении новой трактовки этого понятия эксперты считают, что СМИ будут просто бояться размещать «полемичные» материалы.
В письме Центризбиркома даются довольно подробные инструкции территориальным избирательным комиссиям относительно взаимодействия со СМИ во время предвыборных кампаний. Напоминается также, что «в случае, если кандидатом, избирательным объединением для размещения в рамках бесплатного или платного эфирного времени, бесплатной или платной печатной площади в организацию телерадиовещания, редакцию периодического печатного издания представлен агитационный материал, однозначно возбуждающий социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду или содержащий признаки злоупотребления свободой массовой информации, организация, редакция в лице главного редактора во исполнение требований закона вправе отказать кандидату, избирательному объединению в размещении в эфире, на страницах периодического печатного издания такого материала».
Таким образом, редактору, с одной стороны, дается право отказать кандидату в размещении «противоправного» материала и избежать судебного преследования со стороны государства. С другой стороны, обиженный кандидат с успехом может обжаловать решение редактора средства массовой информации в суде.
Директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер пояснил «Времени новостей», что при действующем законодательстве редактор СМИ несет полную ответственность за содержание опубликованных агитационных материалов: «В случае спора в суде именно редактор будет доказывать достоверность распространенных сведений. Он, конечно, может, пригласить кандидата в качестве соответчика, но иск будет подаваться к редактору, потому что он распространил материалы. С одной стороны, редактор обязан публиковать материалы в силу законодательства и договора, который он заключает с кандидатами. С другой стороны, если редактор откажется принимать материал или снимет его до публикации, то он может нести уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан. А это уголовная ответственность до пяти лет лишения свободы».
Член ЦИК Сергей Большаков в комментарии «Времени новостей» удивился, что обычное, по его мнению, разъяснение региональным избиркомам так заинтересовало журналистов: «Агитация имеет место только в ходе избирательной кампании. Законы о выборах, и федеральный, и региональные, определяют права кандидатов, в частности право на информационные возможности. Кандидат приносит материал, и редакция обязана его разместить. Но в период избирательной кампании и закон о СМИ не прекращает своего действия. Редактор принимает окончательно решение по выпуску материалов и несет потом ответственность. Это не цензура. Если редактор видит, что материал не соответствует 4-й статье закона о СМИ (СНОСКА), то он не вправе его выпускать. Конечно, это будет обжаловано в суде, в этом сомнений нет, любой кандидат имеет на это право и будет им пользоваться. Но редактор на то и занимает должность, которая предполагает обязанности и ответственность». Александр Вешняков, комментируя журналистам этот пункт письма, пояснял, что наделение таким правом редакторов уменьшит количество судебных разбирательств.
Андрей Рихтер предполагает, что теперь иски будут подаваться со стороны кандидатов с неменьшим энтузиазмом: «Редактор не юрист, он не может разобраться быстро и квалифицированно, насколько тот или иной материал не соответствует законодательству. Я считаю, что нужно запретить привлекать редакторов к ответственности за те материалы, которые публикуются в соответствии с требованием избирательного законодательства. Это практикуется во многих странах». По мнению аналитика, редакторы изданий теперь будут бояться опубликовать любые тексты, особенно в контексте нынешней кампании по борьбе с экстремизмом. Они предпочтут снимать любые критические материалы, и в СМИ останутся только те тексты, которые никакого полемического характера не несут.
Напомним, что 29 июня Дума приняла в первом чтении поправки в действующий закон «О противодействии экстремистской деятельности». Тем самым существенно расширен перечень деяний, подпадающих под определение экстремистских. В их числе: воспрепятствование деятельности органов госвласти и должностных лиц, «соединенное с насилием или угрозой его применения»; публичная клевета в отношении должностного лица; совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод граждан, а также причинение вреда их здоровью и имуществу в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, а также вероисповеданием и социальной принадлежностью; создание аудиовизуальных, печатных и иных материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности. Такое расширенное понятие экстремизма в сочетании с повышением их ответственности может окончательно напугать региональные СМИ.
Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах", в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Дарья ГУСЕВА