|
|
N°112, 29 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приказ уничтожить
Владимир Путин потребовал ликвидировать убийц россиян
«Президент дал указание российским спецслужбам принять все меры для поиска и уничтожения преступников, совершивших убийство российских дипломатов в Ираке». Это сенсационное сообщение вчера днем распространила пресс-служба Владимира Путина. Как выяснилось, такое заявление президент сделал на встрече с находящимся в Москве с официальным визитом принцем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель-Азизом Аль Саудом. В разговоре с ним г-н Путин отметил, что «Россия будет благодарна всем нашим друзьям за предоставление любой информации по преступникам, которые убили наших граждан в Ираке».
До сих пор наша страна отличалась предельно корректным и дипломатичным, а иногда просто невнятным подходом к оценке подобных событий. Более того, даже в течение последних трех недель, прошедших с момента похищения в Багдаде российских граждан, наши власти вели себя предельно «мирно». Третий секретарь посольства РФ в Ираке Федор Зайцев и сотрудники посольства Ринат Аглиулин, Анатолий Сминнов и Олег Федосеев были захвачены еще 3 июня. Но все это время российские дипломаты, политики и представители спецслужб ограничивались только ни к чему не обязывающими призывами к иностранным властям помочь их спасти. Теперь же произошел разворот почти «на 180 градусов». И, вероятно, поводом для этого стало признание российским МИДом факта гибели россиян.
Владимир Путин, не исключено, таким образом дал понять, что, наконец, что-то сдвинулось в российском государственном механизме - высшим лицом государства откровенно заявлено, что убийц российских дипломатов надо найти и уничтожить. Тем самым российское руководство пытается продемонстрировать, что Россия не менее грозная держава, чем Соединенные Штаты, которые не задумываясь подтягивают к стране, где в застенках томится их гражданин, целый флот, или Израиль, который из-за двух попавших в плен солдат разворачивают полноценную армейскую операцию (см. стр.2). И, так же как и эти государства, готова на первое место ставить жизнь собственных гражданин.
В принципе, уже достаточно давно в речах наших политиков первого эшелона рефреном проходила мысль: террористов надо давить и мочить. Еще Сергей Степашин, будучи главой службы госбезопасности, давал «слово офицера», что найдет похищенного террористами генерала Шпигуна, однако не сдержал его. Между словами и реальными делами сохранялась солидная дистанция. И даже когда все же что-то делали, то занимали позицию «no comment». Когда с ликвидацией террориста Яндарбиева в Катаре вышел конфуз, руководство силовых ведомств пошло в "отказ". Обещание вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова нанести точечные удары по базам террористов за пределами страны тоже воспринималось лишь как политический лозунг.
В нынешней ситуации, и это Владимир Путин, очевидно, хорошо понимал, даже «маленькой войны» устраивать не надо - вполне достаточно профессиональной агентурной работы и «хирургической» диверсионной операции. А в этом российские спецслужбы имеют богатый опыт, «отточенный» в ходе обеих чеченских «кампаний». Достаточно вспомнить ликвидацию главаря арабских наемников Хаттаба, погибшего от подброшенного ему отравленного письма.
Какая именно из российских спецслужб возьмет на себя исполнение приказа президента, естественно, никто не скажет. Хотя гадать здесь не приходиться - подобными акциями могут заниматься либо главное разведывательное управление (ГРУ), либо ФСБ и Служба внешней разведки. Выступление директора ФСБ Николая Патрушева, который сразу после поручения президента объявил о принятии его к исполнению, здесь не показатель. Г-н Патрушев из всех прочих руководителей спецслужб просто наиболее публичная фигура.
Впрочем, именно потому, что столь деликатное задание было озвучено публично, можно предположить, что президент заранее уверен в его успехе. Это же "Времени новостей» подтвердил и источник в военной разведке. Он полагает, что президент не стал бы публично отдавать невыполнимого приказа. «Ему уже что-то известно, - уверен ветеран ГРУ, - и, вероятно, немало. Возможно, что-то известно и от высокого арабского собеседника, после беседы с которым заявление и прозвучало». Более того, не исключено, что некоторых из похитителей даже уже удалось «достать».
В этой связи характерно, что заявление было сделано именно на встрече с представителем Саудовской Аравии. В последнее время отношения России с этой страной развиваются довольно динамично. Но именно в Саудовской Аравии действовали несколько организаций и фондов, не контролировавшихся местными властями, которые, по данным спецслужб, были причастны к финансированию чеченских боевиков. И вполне возможно, что на этой почве российские спецслужбы наладили контакт с саудовскими коллегами.
Николай ПОРОСКОВ, Алексей ГРИШИН