|
|
N°110, 27 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Графский праздник
В пятнадцатый раз вручены статуэтки «Хрустальной Турандот»
Столичных театральных премий теперь много, и это естественно: раздача призов звездам -- хороший повод для шоу. Есть, конечно, премии специализированные, например за дебюты или инициативы. А есть общие, которые различают в основном по трем параметрам: кто, что и как дает. Премии, где самое главное «кто», вручаются профессионалами театра. Где главное «что» -- бизнесменами. А вот самая старая московская премия «Хрустальная Турандот» (ныне вручалась в 15-й раз) -- из тех, где важнее всего «как». Поскольку она и придумана была как господский летний праздник в красивейшем имении Шереметевых Кусково, с маленьким концертом в золоченом музейном зале, фейерверком над озером и банкетом посреди парка.
Теперь «Турандот» именует себя «Высшей театральной премией Москвы». Кто ее назначил «высшей», неизвестно, но никто не спорит: всякому награжденному приятно иметь приз с таким названием. Проигравших тут не бывает: объявлять номинантов на «Турандот» не принято, а на праздник в шереметевский дворец, куда помещается только 250 зрителей, приглашают лишь лауреатов, статусных лиц да журналистов. Все это напоминает блестящее, но вполне семейное торжество, где все друг другом довольны. Звезды в открытых туалетах дефилируют по аллеям французского парка, толпы фотографов носятся за ними, лавируют с подносами ливрейные официанты в париках, а нынче по дорожкам даже возили в экипаже цирковой номер: козла и козу, одетых как новобрачные и беспрестанно «целовавшихся». Хозяин и устроитель праздника Борис Беленький, весь в белом шествуя рядом, объяснял, что это крепостные артисты.
Самое забавное в празднике -- амбиция его создателя быть гостеприимным графом Шереметевым. Беленький даже в интервью говорит, что «не устает гордиться» тем, что его, так же как построившего усадьбу, зовут Борисом Петровичем. Он любит представлять участников концерта как крепостных, сам сочиняет сценарий торжества (раньше даже в стихах), сам его репетирует и, несмотря на то, что у церемонии есть звезды-ведущие, сам объявляет лауреатов.
Вообще-то в бессменное жюри этой премии кроме Беленького входит еще пять человек: Екатерина Максимова, Анатолий Приставкин, Петр Тодоровский, Юрий Черниченко и Андрей Макаревич. Никто из них в драматических театрах, которые здесь и награждают, не служит, и оттого, уверяет Беленький, премия «Хрустальная Турандот» не выглядит «профсоюзной». И действительно, как сказал Олег Табаков, вручая приз за лучший дебют, «в этой премии есть очаровательность спонтанной реакции -- трудно понять, против кого все эти люди дружат». И поэтому их выбор иногда выглядит «попсовым», но никогда -- тенденциозным, и легко поверить, что спектакли и актеры действительно судьям понравились.
В этом году сюжет праздника был похож на прошлогодний: раздобревшая на русских блинах китайская принцесса Турандот (ее играла Мария Аронова, когда-то получившая тут премию за лучший дебют) выбирает жениха. Почему когда-то успешно вышедшая замуж принцесса переехала в Россию и решилась на новое замужество -- неизвестно, так же как и то, зачем она взялась искать женихов среди женщин и целых театров. Но из песни слова не выкинешь. Помогал ей сват Федор Иванович, которого в интермедиях между вручениями изображал Александр Адабашьян. И вот кто оказался отвергнутыми женихами, но тем не менее лауреатами. Лучший дебют -- Сергей Лазарев (Макс в спектакле «Одолжите тенора», Театр имени Пушкина). Вклад в театральное искусство Москвы -- Александр Морфов (режиссер спектакля «Затмение» в Ленкоме). За сценографию к тому же «Затмению» посмертно дали премию и Давиду Боровскому. Лучшая женская роль -- Вера Алентова (Винни -- «Счастливые дни», Театр имени Пушкина); лучшая мужская роль -- Евгений Миронов (Иудушка Головлев в «Господах Головлевых» МХТ); лучшая режиссерская работа -- Генриетта Яновская («Трамвай «Желание», ТЮЗ); лучший спектакль -- «Рассказ о семи повешенных» (театр Табакова).
Вы что-нибудь имеете против? Я -- нет. И уж совсем все умилились, когда получавший свою хрустальную статуэтку «за честь и достоинство» Лев Дуров, прочел только что сочиненное стихотворение: «Держу в объятьях Турандот,/ Но почему она печальная?/ А продолженья рода нет:/ Я -- ретро, а она -- хрустальная». Вот тут-то над озером и вспыхнул фейерверк. И незамужняя Турандот пообещала произвести новый смотр женихов через год.
Дина ГОДЕР