|
|
N°109, 26 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Усиление России нравится далеко не всем»
Завтра Владимир Путин выступит в МИДе перед главами российских миссий за рубежом. Президент уже встречался с дипломатами в 2002 и 2004 годах. О специфике этого мероприятия спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал первый заместитель главы МИД России Андрей ДЕНИСОВ.
-- Совещания послов и постоянных представителей при международных организациях проходят в МИДе раз в два года. Стало уже традицией выступление на этих совещаниях президента России. Установки главы государства -- основа всей нашей практической работы не только на два года, до следующего совещания, но и на перспективу. Ценно участие в этих совещаниях руководителей других министерств и ведомств, Федерального Собрания, администрации президента. Обсуждения с ними традиционно проходят в свободной манере, что делает их откровенными и продуктивными.
-- Каков регламент совещания?
-- Оно имеет многоуровневый характер и длится несколько дней. Непросто собрать всех послов и постпредов, вооружить их установками на будущую работу. После выступления президента обсуждение идет в секциях по региональной политике и по международным проблемам, таким как международная безопасность и разоружение, взаимодействие с международными организациями, внешнеэкономическая тематика, работа с соотечественниками за рубежом.
-- Практикуются ли подобные совещания в МИДах других стран?
-- Они достаточно распространены в ведущих странах мира. Первый президент России также посещал МИД, но регулярные совещания у нас стали проводиться именно в период президентства Владимира Владимировича Путина.
-- В бюджет МИДа на эти встречи заложена специальная статья?
-- Нет. Стремясь минимизировать расходы, но обеспечить максимальный охват, мы проводим совещания летом. Послам рекомендуем использовать отпуск для приезда в Москву и участия в совещании. Хотя бывают и командировки.
-- Какие из президентских указаний ваше министерство считает первостепенными?
-- В майском выступлении президента перед Федеральным Собранием внешнеполитическая часть была не самой большой по объему, но поставленные перед внешнеполитической службой задачи весомы и многоплановы. Потребность в демократизации внешнеполитического процесса ориентирует нас на более плотное взаимодействие с палатами Федерального Собрания, на тесную работу с регионами и бизнесом. Особое значение придается усилению сотрудничества с неправительственными организациями, конфессиями страны, с экспертным политологическим сообществом.
-- Как сказались на практической деятельности МИДа два предыдущих совещания?
-- Хорошо помню, как президент ориентировал нас на системное и эффективное содействие внешнеполитическими средствами экономическому развитию страны, на продвижение и защиту интересов наших экономических операторов на внешнем рынке. Подобные задачи и раньше были у нас среди приоритетных, но оценка президентом важности этой работы позволила нам по-новому расставить акценты, подняв это направление в шкале приоритетов наших загранпредставительств. Это касается также работы с соотечественниками, защиты их интересов, развития гуманитарного сотрудничества, продвижения русского языка и культуры. Важна и необходимость международного коллективного противодействия новым угрозам, прежде всего терроризму.
-- На совещании в 2004 году президент Путин говорил, что Россия не претендует на монополию на постсоветском пространстве. Однако администрация США утверждает, что Москва не признает законности американских интересов в регионе...
-- На постсоветском пространстве важно выстроить равноправные и сбалансированные отношения между партнерами. Повышение экономических возможностей и усиление России далеко не всем нравится, а иной раз вызывает и очевидное противодействие. Зачастую это выражается в двойных стандартах, в неконструктивной критике и откровенно предвзятых обвинениях, с которыми мы не можем согласиться. Здесь важно, проявляя выдержку, не вступать в базарную перебранку и видеть главное -- необходимость коллективного отпора новым и старым вызовам. Какую бы голословную критику нам ни приходилось выслушивать, параллельно мы наблюдаем укрепление практического авторитета России, осознание международным сообществом невозможности решения без России многих острейших проблем современного мирового развития.
|