Время новостей
     N°109, 26 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.06.2006
Сложноисключенное предложение
Налоговое администрирование освободили от поправок предпринимателей
В Налоговом кодексе не появится ни презумпции добросовестности, ни уголовной ответственности фискалов за заведомо незаконное решение. Бюджетный комитет Госдумы в субботу рекомендовал принять во втором чтении поправки к законопроекту о совершенствовании налогового администрирования. Как признались депутаты, большая часть поправок являла собой «существенный компромисс» с Министерством финансов. Предпринимательские сообщества выразились еще более резко, заявив, что поправки не согласованы с бизнесом, то есть их полуторагодичный труд в составе рабочих групп по подготовке законопроекта остался невостребованным.

В свое время проект закона о совершенствовании администрирования был инициирован правительством после президентского указания «перестать терроризировать бизнес». Целями законопроекта были объявлены оптимизация налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота, усиление ответственности проверяющих -- должностных лиц. К разработке документа, как было громко объявлено, привлекли бизнес-сообщество, представители которого действительно практически целый год в составе рабочих групп обсуждали с Минфином концепцию документа. Однако осенью прошлого года при принятии документа в первом чтении те же самые представители бизнеса заявили, что в законопроекте, подготовленном к обсуждению в Госдуме, они не обнаружили ряд принципиальных поправок, касающихся, в частности, правил проведения налоговых проверок. Обсуждение документа во втором чтении было решено отложить, а заинтересованные стороны начали работать над поправками. В итоге поправок оказалось более 800.

Однако, несмотря на обилие поправок, их КПД оказался довольно низким. Две трети поправок из 734 либо шли на отклонение, либо снимались разработчиками. Но члены налогового подкомитета Думы уверяли при этом, что поправки «вливаются одна в другую», создавая совершенно «новую конструкцию». Конструкция тем не менее все никак не вырисовывалась, хотя депутаты заседали буквально до ночи. Незаметно исчезла из документа презумпция добросовестности, против которой выступал Минфин, считая ее «неподходящей для публичного права категорией». Срок выездных проверок увеличился с двух месяцев до полугода на основаниях, устанавливаемых самими же налоговиками. Фискалы получили право проводить повторную проверку, если уточненная декларация вызвала у них вопросы, и запрашивать «дополнительную информацию» по сделке у контрагентов их фигуранта и третьих лиц.

Когда стало ясно, что покончено со многими либеральными начинаниями: и с презумпцией добросовестности, и с введением уголовного наказания для руководителей налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений, и с ограничением сроков проверок -- предприниматели выдвинули «тяжелую артиллерию» в лице президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина. Он заявил, что депутаты дезавуировали все договоренности с бизнесом. «Поправки не согласованы с бизнесом, а их принятие откроет перед фискальными органами неограниченные возможности по давлению на предпринимателей», -- с таким заявлением выступили крупнейшие российские бизнес-объединения РСПП, «ОПОРА России» и «Деловая Россия». В случае принятия закона, говорится в заявлении, налогоплательщики будут всецело зависеть от действий должностных лиц, которые получат неограниченные полномочия в сфере налогового контроля.

Немного удивляет, правда, что четкую позицию относительно документа РСПП выразил лишь тогда, когда было буквально «все кончено». Хотя на предыдущих ключевых заседаниях думского подкомитета по налогам присутствовали представители предпринимательских объединений, не очень, впрочем, активно вступавшие в дискуссию. Возвращаясь на полгода назад, можно вспомнить момент перед первым чтением, когда стало ясно, что между депутатами и представителями бизнес-сообщества, причастными к написанию документа, есть некое недопонимание. Один из представителей бюджетного комитета Думы заявил тогда в сердцах в адрес предпринимателей: «Мы, выбиваясь из сил, пытаемся переубедить Минфин, а вы даже не можете подготовить надлежащим образом оформленную поправку, постоянно меняя свою позицию».

Перенести законопроект на осень с тем, чтобы переиграть некоторые моменты, скорее всего уже не удастся. Президент высказал пожелание принять закон до выхода депутатов на каникулы, чтобы документ вступил в силу с 1 января 2007 года. С большой долей вероятности можно прогнозировать, что поправки пройдут в жестком для бизнеса варианте, то есть в том виде, в котором они были одобрены бюджетным комитетом.

Подобное ужесточение контрольных функций государства (на фоне декларируемого облегчения налогового бремени) прослеживается во многих налоговых новациях. Совсем недавно реанимированная устами высших чиновников идея возврата к прогрессивной шкале подоходного налога, «удачно» дополненная субботним высказыванием вице-премьера Александра Жукова о возможности введения мониторинга расходов физических лиц, пока еще далека от исполнения. Но информационный повод для обсуждения уже появился.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа