|
|
N°109, 26 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Марочная невинность
Россиянам предлагают вспомнить сухой закон
Менее недели осталось до того дня, когда алкогольная продукция со старыми акцизными марками будет признана нелегальной, а значит, снята с продажи. С 1 июля 2006 года, когда согласно новой редакции закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта" вступит в силу запрет на торговлю таким алкоголем, на рынке может наступить паралич, в один голос предостерегают эксперты.
Июль может начаться с повсеместного дефицита алкоголя, считают игроки рынка. Правда, одни уверяют, что проблема связана с дефицитом новых марок, иные же считают, что основные сложности в другом: предприятия не вовремя оснастили производственные линии аппаратурой для наклейки новых марок. Федеральная таможенная служба со своей стороны уверяет, что новые марки с конца марта в нужном количестве выдаются всем желающим.
Правда, потребителям одного из главных российских товаров безразлично, по какой причине в магазинах поредеют винно-водочные прилавки. Акцизная проблема, помноженная на запрет реализации молдавских и грузинских вин и деятельность «Роспотребнадзора» по проверке качества отечественного спиртного, вводит уже отвыкших от дефицита данного товара покупателей в растерянность. И хотя во многих гипермаркетах висят объявления о том, что отсутствие алкоголя лишь следствие прямого выполнения администрацией магазина требований закона, покупателям по-прежнему сложно понять, почему крупной торговой сети закон запрещает реализовывать легально выпущенное спиртное.
По словам представителя Союза участников алкогольного рынка Вадима Дробиза, новые марки ввели с 1 января, однако соответствующая законодательная и техническая база до сих пор не сформирована. Из-за этого импортеры до сих пор не наладили ввоз алкоголя и ожидают массового возврата непроданной продукции. По мнению главы комитета по экономической политике Госдумы Валерия Драганова, предприниматели терпят лишь временные трудности, после преодоления которых и вступления в силу всех положений нового закона о госрегулировании, включая создание Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) с рынка должен исчезнуть не весь, а только некачественный алкоголь.
Но, учитывая, что правительство уже готово отложить введение ЕГАИС (для которой заводам также необходима покупка дорогостоящего оборудования, передающего информацию в систему) до февраля следующего года, о чем стало известно в четверг, облегчения трудностей можно ждать нескоро. В Ассоциации европейского бизнеса в России напоминают, что до сегодняшнего дня так и не утверждены правила и порядок возврата импортной продукции из розницы и ее перемаркировки, в то время как для отечественной продукции такие правила были утверждены 25 мая. Постановление правительства о перемаркировке импортной продукции может быть подписано лишь в начале нынешней недели, и тогда на все действия у операторов останется несколько дней.
Сегодня никто из участников рынка, чиновников и аналитиков не может с большой долей уверенности предсказать, как долго продлится «алкогольная революция». Дело в том, что никто не может даже примерно оценить, сколько присутствует на рынке алкоголя с новыми акцизными марками, цифры варьируются от 5 до 20%. Если даже продукция со старыми марками будет в срок возвращена поставщикам и производителям для перемаркировки, поставщики ввиду отсутствия оборудования со своей стороны не гарантируют, что перемаркировка произойдет. Марки фактически переклеивают вручную, и многие заводы уверяют, что на это потребуется не менее месяца-двух.
В провинции ситуация еще сложнее. Если в Москве алкоголем торгуют в основном крупные магазины, которые рано или поздно решат проблему с марками, то во многих регионах на рынке спиртсодержащей продукции значительна доля индивидуальных предпринимателей, которых закон с 1 июля вообще лишает права торговать алкоголем. Чтобы продолжать свой бизнес, они обязаны зарегистрировать юридическое лицо -- ООО, ЗАО или ОАО -- и получить новую лицензию. При этом перерегистрироваться разрешат только тем, чей объем оплаченного уставного капитала превышает 200 тыс. рублей.
По словам представителей общероссийской организации поддержки малого бизнеса ОПОРА, изменения в законе могут полностью убить торговлю алкоголем в мелкорозничных точках, что почувствуют на себе даже адепты сухого закона. Ведь если мелкорозничную торговлю вынудят уйти с рынка реализации алкоголя, «придомовым» магазинчикам будет выгоднее закрыться, и жителям придется ездить в гипермаркеты за каждым батоном хлеба.
Учитывая, что в легальном доступе в магазинах в результате всех перетрясок в большом ассортименте могут остаться только пиво и водка (водочные заводы раньше других озаботились приобретением новых марок), выбор у многих россиян будет невелик. По данным ВЦИОМ, водка остается традиционно популярным напитком среди россиян. В 2006 году практически каждый второй россиянин указывает, что хотя бы иногда покупает водку. И искусственно созданный дефицит некрепких спиртных напитков вряд ли поспособствует изменению этих вкусовых пристрастий. Так что не слишком подготовленная борьба с некачественным алкоголем может обернуться тем, что часть рынка просто уйдет в тень, где качество алкоголя не проверит никто, кроме самого "потребителя".
Ирина СКЛЯРОВА