|
|
N°109, 26 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выяснение отношений
В России впервые прошел семинар Парламентской ассамблеи НАТО
В Сочи состоялся трехдневный семинар Парламентской ассамблеи НАТО (ПА НАТО). Его участники были вынуждены признать, что отношения между Россией и НАТО в данный момент переживают один из самых худших периодов за время с момента распада СССР. Прежде всего из-за крайнего нежелания России видеть в НАТО некоторые бывшие советские республики.
Это уже 63-й семинар Парламентской ассамблеи НАТО (первый состоялся в 1991 году). Он, как и все предыдущие, проводится, по словам генерального секретаря ассамблеи Саймона Ланна, с «одной очень простой целью»: установить дружественные отношения с теми странами, которые раньше находились в открытой конфронтации с НАТО, предоставить законодателям стран Североатлантического альянса и партнеров (российский парламент стал ассоциированным членом ПА НАТО вместе с парламентами стран Балтии, Белоруссии, Украины и Молдавии в 1991 году) возможность выслушать друг друга и обменяться мнениями по интересующим всех проблемам.
В России такой семинар проводился впервые. В Сочи обсуждались две взаимосвязанные темы: ситуация на Южном Кавказе и отношения России и НАТО. Вела семинар первый заместитель председателя Госдумы, руководитель делегации Госдумы в Парламентской ассамблее НАТО Любовь Слиска.
О ситуации, сложившейся на Южном Кавказе, о «замороженных» конфликтах в Абхазии и Южной Осетии, о нерешенной проблеме Нагорного Карабаха участники семинара -- представители 15 стран мира решили говорить без присутствия прессы. Впрочем, вряд ли стоит ожидать от этой дискуссии чего-то нового: стороны конфликтов, как известно, пока остаются на своих, ранее объявленных позициях, и менять их, по всей видимости, не намерены.
Российская делегация, как сообщила журналистам Любовь Слиска, устроила Парламентской ассамблее НАТО «сюрприз» -- пригласила в Сочи на семинар официальных лиц непризнанных государств: министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамбу и первого заместителя председателя правительства Южной Осетии Бориса Чочиева. Они донесли до членов ассамблеи мнение руководства этих самопровозглашенных республик. Кстати, в минувшую среду г-жа Слиска побывала в Абхазии и восторженно рассказала журналистам об этой поездке. Несколько раз предупредив, что не хочет быть обвиненной в поддержке сепаратистов, она тем не менее высказала свое личное отношение к проблеме грузино-абхазского и грузино-южноосетинского конфликтов. «Пример Черногории показывает этим республикам, находящимся в подвешенном состоянии, как можно самим решить свою судьбу», -- заявила вчера г-жа Слиска. При этом она почему-то забыла, что МИД России, как и Кремль, категорически отказывается включать тему локальных конфликтов и непризнанных государств на постсоветском пространстве в повестку предстоящего саммита "большой восьмерки" в Петербурге.
Что касается темы отношений России и НАТО, которая числилась в повестке семинара второй, то она, похоже, совершенно непроизвольно сделалась на форуме первой и по значимости, и по очереди обсуждения. Пресса при этом присутствовала и услышала в докладе директора Центра Карнеги в Москве Розы Готтемеллер, что отношения России и НАТО сейчас «катятся вниз».
О том, что отношения не на высоте, говорили в своих выступлениях и Любовь Слиска, и генеральный секретарь Парламентской ассамблеи НАТО Саймон Ланн. Но все докладчики при этом приводили множество примеров вполне удачного взаимодействия нашей страны и членов Североатлантического альянса в рамках Совета Россия--НАТО. Г-жа Слиска, в частности, сообщила о том, что «набирает обороты» практическое сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, в вопросах миротворчества, повышения оперативной совместимости военных контингентов, контроля над воздушным движением, оборонных исследований и технологий, реагирования на чрезвычайные ситуации и т.д. Но, как выразился г-н Ланн, в отношениях России и НАТО «есть и другая сторона -- пассив, вызванный отсутствием доверия и подозрительностью».
Только излишняя подозрительность, как считает г-жа Готтемеллер, была причиной массовых акций протеста, прошедших недавно в Крыму, где американский воинский контингент должен был подготовить украинскую военную базу к предстоящим совместным учениям, «смонтировав на ней только сантехнику»... Тем временем «эхо Крыма» докатилось и до Сочи: перед центральным входом в гостиницу «Лазурная», где проходит семинар, собралось около 20 сочинских бабушек с кусками картона, на которых фломастерами были написаны предложения НАТО держаться от России подальше.
Примерно те же претензии к Альянсу, только в более дипломатичной форме, содержались в выступлении посла по особым поручениям российского МИДа, советника министра иностранных дел России по вопросам отношений России и НАТО Александра Алексеева. Он считает, что главной причиной ухудшения отношений является расширение НАТО на восток. При этом российскую сторону, по словам г-на Алексеева, волнует более всего, как учитываются при этом расширении национальные интересы других государств; не создаются ли в Европе новые разделительные линии; не приведет ли к еще большей нестабильности то, что к НАТО «притягиваются» страны, имеющие нерешенные проблемы?
Россию, по словам г-на Алексеева, настораживает то, что некоторые претенденты на членство в Альянсе полагают, что их антироссийские действия и заявления будут способствовать более быстрому приему в НАТО. При этом просматривается и явный расчет на то, что НАТО решит за них все их проблемы. Появляются даже предложения внести изменения в уже ратифицированные парламентами документы. В частности, на Украине на днях было обнародовано заявление представителя МИДа республики о необходимости изменить статус Азовского моря (в соответствии с соглашением, заключенным Россией и Украиной в 2003 году, Азовское море считается внутренним морем для обеих стран). Такое предложение явно диктуется предполагаемым членством Украины в НАТО.
И уж никак не способствует укреплению доверия проводимая реконфигурация вооруженных сил США в Европе. По данным, приведенным г-ном Алексеевым, в Болгарии и Румынии предполагается размещение американского воинского контингента -- пока численностью 2500 человек, с тяжелой боевой техникой. Кроме этого США намерены создать в странах Восточной Европы третий район своей противоракетной обороны -- разместить девять-десять пусковых установок шахтного типа. По мнению военных экспертов, это уже не части общего назначения, а стратегические, которые окажут существенное влияние на эффективность применения российских сил сдерживания: у США появится реальная возможность перехвата российских баллистических ракет. Не мудрено, что при таких страхах Москвы на русскоязычном юге Украины стратегическим оружием считают даже натовскую сантехнику.
Игорь ГЛАНИН, Сочи