Время новостей
     N°108, 23 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.06.2006
British Airways опять заподозрили в сговоре
Авиакомпания British Airways (ВА) в очередной раз попала под расследование регулирующих органов. Ее обвиняют в искусственном завышении цен -- с мая 2004 года ВА семь раз вводила дополнительную плату за билеты, реагируя на скачки топливных цен. Вчера представители компании заявили, что управление по соблюдению правил торговли Великобритании и министерство юстиции США расследуют возможность ценового сговора, в который могла быть вовлечена British Airways и другие компании, которые пока не называются. В связи с необходимостью активного участия топ-менеджеров в проведении расследования ВА временно отстранила от работы коммерческого директора Мартина Джорджа и главу отдела по связям с общественностью Иэна Бернса. В заявлении компании говорится, что она «стремится полностью соответствовать законам о конкуренции».

Британские структуры, судя по всему, действуют в рамках расследования Еврокомиссии и минюста США, о котором стало известно в феврале этого года. Тогда помимо British Airways проверяющие нагрянули в офисы Air France -- KLM Group SA, скандинавской SAS, немецкой Lufthansa AG, гонконгской Cathay Pacific, польской Polar Air, корейских Korean Air и Asiana Airlines, чилийской Lan Chile, люксембургской Cargolux, японской Japan Airlines и американских American Airlines и United Airlines. Грузовые подразделения этих компаний антимонопольные власти заподозрили в установлении твердых цен на перевозки. В феврале представители Еврокомиссии говорили о том, что в последние шесть лет авиаперевозчики могли обмениваться друг с другом информацией о повышении сборов на топливо и обеспечении безопасности и страховки грузов. Однако результаты расследования до сих пор не оглашались.

Однако недавно подозрения Еврокомиссии перекинулись на сферу перевозок пассажиров. Члены воздушного альянса SkyTeam (за исключением «Аэрофлота») получили на этой неделе так называемое «заявление о возражениях», которое обычно предваряет антимонопольное расследование. Компаниям альянса предстоит дать официальные ответы осенью.

Впрочем, Еврокомиссия в 2003 году по многочисленным жалобам пассажиров уже начинала расследования по поводу повышения цен на перевозки в связи с ростом затрат на топливо. Тогда сами комиссары признавали, что как-либо повлиять на авиакомпании они не в силах, так как не имеют право запретить устанавливать рыночные цены.

Но если ВА, третьего по величине авиаперевозчика Европы, признают виновным в махинациях и нарушении правил конкуренции, ему грозят высокие штрафы, способные нанести серьезный ущерб финансовому состоянию. По законам Евросоюза размер штрафа за подобного рода нарушения может достичь 10% от оборота компании за последний финансовый год (у ВА этот показатель равен 15,9 млрд долл.). В США картельный сговор карается еще строже, поскольку является серьезным уголовным преступлением и предполагает тюремное заключение глав компаний.

На сообщение о начале расследования рынок отреагировал падением стоимости акций ВА на 5%.

Денис УВАРОВ