|
|
N°106, 21 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Все для демографии
Владимир Путин провел заседание Совета безопасности
Первое в этом году заседание Совета безопасности России оказалось своеобразным продолжением президентского послания Федеральному Собранию -- Совбез под председательством Владимира Путина обсуждал меры по реализации его же послания парламенту. Владимир Путин предложил сосредоточиться на трех темах -- «технологической модернизации экономики», демографии и укреплении национальной безопасности. Глава государства потребовал «наметить конкретные, реалистичные, кардинально меняющие ситуацию меры» для решения этих проблем. Он, видимо, ожидал, что конкретика и реализм будут упоминаться тут же, в докладах министров, и потому во вступительной речи президент объявил лишь о нескольких новациях. Например, для решения вопроса с уменьшением численности народонаселения Владимир Путин предложил преобразовать Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике. Кроме того, по словам президента, с 2009 года из-за сложной демографической обстановки придется переводить на контракт сержантов и старшин и весь плавсостав флота. Что же касается сферы безопасности, то перевооружение армии и флота, считает глава государства, ведется слишком медленно.
Михаилу Фрадкову, который все последние недели лично занимался изучением возможностей технологического прорыва, досталось право показать коллегам место России на «технологической карте мира». И это место, как рассказал премьер, остается прежним. Но, подчеркнул премьер в начале своего выступления, у него «нет сомнений как у председателя правительства, что мы просто обречены на то, чтобы эти задачи решить, хотя бы в силу безальтернативности в этом вопросе».
Пока что Россия до сих пор может похвастаться энергетикой, космосом, оружием, военной авиатехникой. Однако иные высокотехнологические отрасли отстают, российские компании отличаются «крайне низким уровнем инновационной активности», а механизмы частно-государственного партнерства в этой области еще лишь предстоит «отработать». В качестве конкретных мер г-н Фрадков напомнил о технопарках, о предложениях ввести налоговые льготы для поддержки технологического развития (снизить НДС до 13% на «продукцию, отвечающую приоритетам технологического развития страны» и вообще отказаться от НДС на импорт оборудования, не имеющего аналогов в стране), а также упомянул о том, что государство могло бы поддерживать отечественных экспортеров оборудования.
Обнаруженные им прорывные направления премьер-министр описал так: «Например, на базе критических технологий можно реализовать такие проекты, как добыча углеводородов на шельфе северных морей, экологическая разработка месторождений и добыча полезных ископаемых, создание новых морских средств, способных работать в Арктике и в экстремальных средах, водородная энергетика и производство новых моторных топлив, проекты в атомной энергетике, включая создание нового поколения ядерных реакторов, прорывные проекты в авиации, базирующиеся на технологиях создания новых поколений авиационной техники, транспортные проекты, базирующиеся на технологиях создания и управления новыми видами транспортных систем, создание нового поколения энергоэффективных двигателей, проекты освоения космического пространства на базе новых поколений ракетно-космической техники, создание интеллектуальных систем навигации и связи, новые методы диагностики и лечения, в основе которых использовано достижение био- и нанотехнологий, создание перспективных систем вооружений».
Конкретных сумм, которые государство должно направить на все эти цели, премьер называть не стал. А вот следующий докладчик -- первый вице-премьер Дмитрий Медведев, в чьем ведении находится вопрос улучшения демографии, -- оценил пакет предлагаемых им мер почти в 200 млрд руб. ежегодно.
Улучшение демографической ситуации связано с двумя курируемыми г-ном Медведевым нацпроектами -- «Здоровье» и «Доступное и комфортное жилье». Первый проект, естественно, должен работать на снижение ранней смертности в России (по данным первого вице-премьера, средняя продолжительность жизни составляет у нас всего 65,5 года). Второй связан с ипотечными программами для молодых семей. Дмитрий Медведев привел суммы, которые придется потратить на социальные программы, связанные с демографией. Повышение детских пособий, улучшение положения сирот, введение базового материнского капитала для тех, кто рожает второго ребенка, -- все это, по данным правительства, будет стоить «около 195 млрд руб. в год без учета индексации». Впрочем, дело не только в том, что может и хочет сделать правительство. Первый вице-премьер упоминал и то, что придется «пропагандировать семейные ценности» и «развивать культ здоровья». Сейчас, по его словам, «наши граждане мало заботятся о своем здоровье». Дмитрий Медведев подчеркнул, что главной задачей является «изменение отношения граждан к деторождению, повышение их ответственности за собственное здоровье, соответственно, создание условий для комфортной жизни семей, в которых воспитываются дети».
Вопросы безопасности по должности полагалось раскрывать министру обороны Сергею Иванову, в речи которого были перечислены в основном хорошо известные направления работы военного ведомства. Например, укрепление ядерного щита на основе ракет «Тополь-М» и «Булава», увеличение числа частей постоянной готовности, усиление военно-космической группировки, постепенный перевод армии на контрактную систему и переход от системы военных округов к региональным командованиям. Министр упомянул также о необходимости решения разнообразных проблем армейской социалки -- от строительства жилищных площадей для контрактников до улучшения инфраструктуры военных городков. Иванов предложил также увеличить на пять лет предельный срок службы офицеров. За счет этого замедлится их карьерный рост -- очередные звездочки на их погонах будут появляться реже. По мнению министра, это повысит статус воинских званий и будет способствовать сохранению опытных кадров.
После этих выступлений заседание продолжилось в закрытом режиме. Какие решения были приняты по его итогам, неизвестно. Но, судя по всему, особых дискуссий не возникло: по данным "Времени новостей", закрытая часть заседания была короче открытой и продолжалась немногим более получаса.
Михаил МАНСКОЙ