|
|
N°105, 20 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Меж двух огней
Купить «Удмуртнефть» у ТНК-ВР хотят государственные «Роснефть» и «Газпром нефть»
ТНК-ВР будет непросто принять решение о том, кому продавать «Удмуртнефть». За этот актив ожесточенно борются две де-факто государственные компании -- «Газпром нефть» и «Роснефть». Обе заручились сторонней финансовой поддержкой -- по неофициальной информации. «Роснефть» идет на конкурс вместе с китайской Sinopec, а глава «Газпром нефти», зампред «Газпрома» Александр Рязанов вчера заявил: «Мы подали заявку сами, но готовы взять в партнеры, к примеру, венгерскую MOL (которая также участвует в конкурсе на покупку «Удмуртнефти». -- Ред.)». Он добавил, что соглашение пока предварительное и речь может идти исключительно о совместном приобретении «дочки» ТНК-ВР, а не об обмене активами между «Газпромом» и MOL. Как полагает г-н Рязанов, венгры могли бы взять на себя большую часть финансирования сделки. Между тем в мае он прямолинейно заявил, что о стратегическом партнерстве «Газпрома» и ТНК-ВР можно говорить только в том случае, если актив достанется «Газпром нефти» с существенной скидкой: «Если ТНК-ВР отдаст «Удмуртнефть» бесплатно или по символической цене, то можно рассматривать какие-то другие вещи (касающиеся взаимодействия компаний. -- Ред.). Но пока эта цена чисто рыночная, поэтому нельзя говорить о каком-то глобальном сотрудничестве». Вчера президент ТНК-ВР Роберт Дадли отметил, что структура подачи заявок на покупку «Удмуртнефти» очень сложная, а потому решение вопроса о выборе покупателя и в целом о целесообразности продажи актива откладывается. Отвечая на вопрос журналистов, является ли сумма, предложенная за актив, решающим фактором, он сказал, что заявки от претендентов «близки по цене», поэтому приходится анализировать все параметры возможной сделки.
О своем интересе к «Удмуртнефти» заявили почти два десятка компаний, однако, по сведениям источников в ТНК-ВР, до финальной стадии дошли только четыре претендента: китайская Sinopec, венгерская MOL, консорциум «Итеры» и индийской ONGC (51 и 49% соответственно) и «Газпром нефть». При этом «Роснефть» не подтверждает информацию о создании консорциума с Sinopec. В начале года эксперты оценивали компанию в 1,5--2 млрд долл., но недавно сообщалось, что крупнейшее предложение составляет не менее 3,5 млрд долл., а консультант ONGC -- нидерландский банк ABN Amro -- оценил актив в 2,7--4,8 млрд долл. «Газпром» в отличие от восточных нефтекомпаний не намерен идти на такие же траты. На прошлой неделе г-н Рязанов заявил, что не собирается предлагать за «Удмуртнефть» более 2,5 млрд долл., хотя ранее был готов потратить и 3 млрд долларов.
«Цена сделки будет определяться не только рублем, но и другими факторами», -- уверен аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. У ТНК-ВР до сих пор остался нерешенным вопрос о начале добычи газа на Ковыктинском месторождении, и компания никак не может договориться о сотрудничестве с «Газпромом», без которого осуществление проекта невозможно. Кроме того, англо-российской компании необходимо решить вопрос о доступе к магистральной трубе газа, добываемого ее «дочкой», компанией «Роспан».
При этом председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер на этой неделе проведет переговоры с премьер-министром Венгрии Ференцом Дюрчани и руководством MOL, а недавно в Москве компании обсуждали «развитие сотрудничества в области добычи углеводородов и транзита российского природного газа через территорию Венгрии в европейские страны».
С «Роснефтью» у ТНК-ВР уже есть общие проекты. В частности, госкомпании принадлежит 25,94% в проекте разработки одного из крупнейших нефтегазовых месторождений -- Верхнечонского, мажоритарным акционером которого является ТНК-ВР. Обе компании собираются конкурировать за 11,3% в проекте, пока принадлежащие третьему участнику -- Восточно-Сибирской газовой компании. Вчера представитель ТНК-ВР заявил Интерфаксу, что ВСГК «разослала предложения о покупке акций ряду профильных компаний, а в ближайшие дни выйдет объявление в газете».
Также «Роснефть» и ВР вместе работают в проекте «Сахалин-5». Кроме того, «Роснефть» является крупнейшим оператором в Восточной Сибири, месторождения которой интересуют и англо-российскую компанию. Но у ТНК-ВР могут возникнуть проблемы с доступом к крупным месторождениям после принятия нового закона «О недрах», ограничивающего участие иностранцев в нефте- и газодобыче. Ведь до сих пор не поставлена точка в вопросе о том, какие компании можно считать российскими, а какие -- иностранными.
Денис РЕБРОВ