|
|
N°104, 19 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Триумф восточного политеса
Назарбаев «заполучил» в гости Путина, Ху Цзиньтао и нобелевского лауреата Переса
Второе Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), состоявшееся в субботу в Алма-Ате, -- из тех мероприятий, которые не могут окончиться неудачей, поскольку не имеют перед собой четко очерченных задач. Саммит СВМДА -- имиджевый проект, призванный поднять международный рейтинг Казахстана и его президента Нурсултана Назарбаева. С этой точки зрения алма-атинская встреча, несомненно, удалась, и г-н Назарбаев честно признался, кому он обязан этим.
Обращаясь к Владимиру Путину, казахстанский президент справедливо заметил: «Ваш приезд поднимает совещание на более высокий уровень, приковывает внимание к нему». В благодарность за это Назарбаев перекроил программу саммита так, что одно из самых значимых событий, предусмотренных его программой, но угрожавшее омрачить настроение российскому гостю, было в последний момент перенесено на день раньше.
Речь идет о подписании соглашения о присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку--Тбилиси--Джейхан. Эта церемония состоялась 16 июня во время встречи Назарбаева с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Это историческое событие, знаменующее успех амбициозного проекта, лоббируемого Вашингтоном с конца 90-х годов, и означающее провал всех попыток Москвы помешать его реализации. Теперь Казахстан получает третий маршрут экспорта своей нефти на мировые рынки, при чем два идут в обход России (еще один -- нефтепровод в Китай). Разумеется, большая часть добываемой в Казахстане нефти по-прежнему транспортируется через российскую территорию, и это обстоятельство, чтобы подсластить полученную Москвой пилюлю, в Алма-Ате старательно подчеркивали.
Ведь Назарбаеву удалось уговорить Путина заехать по пути в Москву на Байконур на запуск российской ракетой казахстанского спутника «Казсат». Ради этого Астана отложила запуск на десять дней позже, что было делом рискованным, учитывая возможность неблагоприятного изменения погодных условий. Но, слава богу, все окончилось благополучно, и это дало возможность достойно отпиарить событие или, как сказал днем раньше Назарбаев, «приковать к нему внимание». Шутка ли -- Казахстан становится космической державой, и не только потому, что на его территории расположен легендарный Байконур. А еще г-н Назарбаев напомнил, что под его руководством Казахстан собирается «войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира».
Но скажем честно, «заполучить» Путина в Алма-Ату на саммит СВМДА, а затем и на Байконур было не так уж трудно. Он в любом случае возвращался из Шанхая с саммита ШОС, пролетая над Казахстаном. Вопрос был только в том, позволят ли это сделать физические кондиции российского президента, совершавшего утомительное турне, еще перед Китаем начавшееся в Санкт-Петербурге с участия в экономическом форуме и трудными полночными переговорами с президентом Грузии. Но, видимо, ночное бдение в общении с политиками и журналистами, равно как и наблюдение за запусками космических объектов, подействовало вдохновляюще на российского президента. Это он блестяще продемонстрировал в последнюю ночь на 16 июня перед вылетом из Шанхая, когда он в течение двух часов общался в своих апартаментах с журналистами кремлевского пула и «затесавшимися» среди них двумя западными репортерами. Мне показалось даже, что общение с прессой для Путина -- как футбол для футбольного комментатора (дожидаясь нас, он смотрел трансляцию с чемпионата мира): в результате важным оказывается не то, что происходит на поле (в мире), а то, как это интерпретируется для зрителя (читателя)...
Если же вернуться к саммиту СВМДА, то следует отдать дань восточному политесу его хозяина, Нурсултана Назарбаева. Ведь его триумфом было еще и присутствие в Алма-Ате председателя КНР Ху Цзиньтао. В отличие от Путина он специально прилетел из родного Шанхая, где уже имел возможность пообщаться с Назарбаевым. Поэтому нет ничего удивительного в том, что председателю Ху было предоставлено право первым выступить на саммите. Следом слово получили президенты России и Узбекистана, что, очевидно, отражает рейтинг этих стран во внешней политики Казахстана. Кстати, среди участников саммита не было представителей США, державы, имеющей статус наблюдателя при СВМДА.
Можно же себе представить, что было бы, если б вице-президент США Дик Чейни приехал в Казахстан не в начале мая, а полутора месяцами позже. Было бы интересно узнать, какое место было бы отведено ему в списке выступающих в благодарность за лоббирование казахстанского участия в «проекте века» Баку--Джейхан... А если кто-нибудь сочтет невероятной возможность увидеть сегодня за одним столом высокопоставленных представителей США и Ирана (в алма-атинском саммите принимал участие вице-министр иностранных дел Ирана), то ему придется рассказать о флагах Израиля и Ирана, стоящих рядом (в соответствии с алфавитным порядком). Израиль является одним из 18 участников СВМДА, и на сей раз его представлял нобелевский лауреат Шимон Перес.
Эта особенность действительно может преобразить процесс СВМДА из престижного мероприятия, проходящего раз в четыре года (следующий саммит состоится аж в 2010 году), в удобную площадку для поиска компромиссов в решении конфликтных проблем. Если что и выглядело диссонансом, так это выступление в Алма-Ате президента Азербайджана. Его яркая речь, произнесенная «без бумаги», была насыщена резкими выпадами против Армении. Ильхам Алиев призывал мир не делить террористов на «плохих» и «нейтральных», подразумевая под последними «армянских террористов», которые произвели за последние годы «32 теракта, унесших жизни более чем двух тысяч человек». Г-н Алиев горячо настаивал на незыблемом принципе территориальной целостности государств и говорил, что быть «национальным меньшинством не дает права требовать государственного отделения». Подобная риторика, раздающаяся в момент, когда идет деликатный процесс интенсивного армяно-азербайджанского диалога на высшем уровне, выглядела немного странной.
Аркадий ДУБНОВ, Санкт-Петербург -- Шанхай -- Алма-Ата -- Москва