|
|
N°103, 16 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Иран должен дать США гарантии безопасности»
Представитель Ирана в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ) Али Асгар Солтание высказался вчера на заседании совета управляющих этой организации в Вене против того, чтобы мировое сообщество, предлагая Тегерану сотрудничество, одновременно угрожало ему санкциями. Главным оппонентом Ирана в вопросе его ядерной программы остаются США, и в частности американский постпред при международных организациях в Вене Грегори ШУЛЬТЕ (он занимает эту должность с июля 2005 года). Об Иране с ним побеседовал корреспондент «Времени новостей» Петр ИСКЕНДЕРОВ.
-- На каком основании США обвиняют Иран в незаконных ядерных разработках?
-- Еще в сентябре 2005 года МАГАТЭ сделало два вывода: о том, что Иран нарушает свои обязательства в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), и о том, что Иран потерял доверие остальных стран в вопросе мирного характера его ядерной программы. И МАГАТЭ, и Совбез ООН неоднократно обращались к Тегерану с призывом сотрудничать, чтобы он ответил на ряд вопросов и приостановил программу обогащения урана. Однако Иран ответил мировому сообществу с явным пренебрежением. Вместо приостановки обогатительного процесса он приступил к получению слабообогащенного урана. Вместо предоставления инспекторам МАГАТЭ доступа к интересующим их объектам Иран ограничил их права. Тегеран не проинформировал агентство о связях своей атомной программы с черным рынком военных ядерных технологий, созданным отцом пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадыр Ханом, не высказался по поводу подозрительной связи между обогащением урана и разработкой ракетного оружия.
Конечно, стопроцентных доказательств того, что Иран создает ядерное оружие, у США нет. Но ведущиеся в стране разработки просто не могут быть объяснены потребностями мирной энергетики. Ведь имеющихся в Иране урановых запасов хватит лишь для того, чтобы обеспечивать топливом одну АЭС в течение пяти--семи лет.
-- Не кажется ли вам, что иранская сторона тоже может предъявить США претензии, в частности из-за внесения в конгресс законопроекта об увеличении финансирования иранской оппозиции?
-- Проблема доверия к Ирану возникла не вдруг и не по инициативе Вашингтона. Не только США, но и Россия, и другие страны сообща решили передать ядерное досье Ирана на рассмотрение Совбеза ООН. Если речь идет о мирной программе, то зачем Иран утаивает от инспекторов МАГАТЭ ядерные объекты, зачем создает ракеты, зачем скупает на мировом черном рынке ядерные технологии, не имеющие отношения к разработке мирного атома? Ирану необходимо восстановить утерянное доверие. А это можно сделать, лишь сотрудничая с МАГАТЭ и ООН.
Иранский режим неоднократно требовал гарантий своей национальной безопасности, хотя как раз Тегеран должен дать такие гарантии другим -- нам, например. Сегодня, несмотря на благоприятную конъюнктуру на нефтяном рынке, в иранской экономике углубляется кризис. Проблемы безработицы и инфляции не решены, несмотря на все обещания президента Махмуда Ахмадинежада. Ведущие мировые компании отказываются вкладывать средства в иранские проекты, национальный фондовый рынок обрушен. Жизненно важную для себя экономическую помощь Иран может получить, лишь открыв границы, улучшив отношения с другими странами. А для этого достаточно просто приостановить реализацию ядерной программы.
-- Помимо Ирана еще ряд государств развивают свои ядерные программы, причем в отличие от Тегерана не являясь участниками ДНЯО, -- те же Индия и Пакистан. США не видят в их деятельности угрозу безопасности?
-- Я согласен с вашей озабоченностью ядерными программами Индии и Пакистана. Но основная угроза сегодня не в том, что данные государства уже обладают ядерным оружием, а в том, что и другие могут получить доступ к этому оружию. Я не согласен с мнением, что чем больше стран имеют ядерное оружие, тем спокойнее в этом мире живется. И в первую очередь это касается Ирана, являющегося пособником терроризма. Ахмадинежад неоднократно призывал к тому, чтобы стереть Израиль с карты Ближнего Востока. Иранский режим прилагает все усилия, чтобы затормозить мирный процесс на Ближнем Востоке. А потому мы не можем позволить Ирану овладеть ядерным оружием. США поддерживают идею очищения всего региона от оружия массового уничтожения. Но для начала нам всем вместе необходимо решить иранскую ядерную проблему.
-- 25 лет назад, в разгар «холодной войны» между США и СССР, ядерная проблема другой страны региона -- Ирака -- была решена без участия Вашингтона и Москвы, силами истребителей-бомбардировщиков Израиля. 7 июня 1981 года израильтяне разбомбили иракский ядерный реактор «Озирак» под Багдадом. Устроил бы США аналогичный вариант применительно к Ирану?
-- Я вам скажу одну вещь, она вас удивит, но потом, наверное, удивление пройдет. Сегодня в Вене нет никого, кто стремится к дипломатическому решению иранской проблемы больше, чем посол Израиля. Никакое другое государство не представляет столь зримо последствия любого военного вмешательства в ситуацию. Вот почему представители Израиля регулярно встречаются в Вене с дипломатами других стран и ищут решение иранской проблемы за столом переговоров.
|