|
|
N°101, 14 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Награда с одним неизвестным
Лауреаты Госпремии стали миллионерами
В День России в Кремле занимались торжественной деятельностью: был дан прием, на котором президент вручал лауреатам Государственные премии за 2005 год. Второй год эта церемония привлекает особый интерес: число премий уменьшилось до шести -- трех «научных» и трех «культурных», зато денежная стоимость каждой из них резко выросла, до 5 млн руб. В нынешнем году прибавилась и седьмая «государыня» -- за достижения в области гуманитарной деятельности. Список лауреатов этого отечественного аналога Нобелевской премии мира открыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, награжденный «за плодотворную миротворческую и просветительскую деятельность, способствующую утверждению непреходящих нравственных ценностей и консолидации общества». Правда, глава РПЦ от выданного светскими властями состояния отказался: приняв премию, патриарх заявил, что передаст деньги в детские приюты и учреждения, занимающиеся делами милосердия.
Однако главной интригой нынешних Госпремий стал некий засекреченный ученый (а может быть, и группа ученых), которому досталась одна из почетных наград в области науки и технологий. В открытом для публики президентском указе значатся лишь две фамилии -- академики Александр Скринский и Игорь Горянин, третий лауреат так и остался инкогнито.
Остальные два свежеиспеченных миллионера представляют собой гордость еще советской науки. Для главы новосибирского Института ядерной физики имени Будкера Сибирского отделения РАН Александра Скринского эта «государыня» -- уже четвертая подобная награда. Он еще в 1967 году получил Ленинскую премию (по тогдашней табели о рангах ценившуюся выше Государственной), в 1989-м -- Госпремию СССР, а всего четыре года назад «старую» -- более дешевую -- Госпремию России. С 1977 года Скринский, получивший известность за счет строительства коллайдеров элементарных частиц, возглавляет ИЯФ, созданный в 50-х годах академиком Гиршем Будкером на базе одной из курчатовских лабораторий.
Материаловед Игорь Горянин является главой петербургского ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей». В советское время одним из основных направлений этого «ящика» была разработка сплавов для военного флота, в частности, для тех самых отечественных подлодок, которые новая Россия никак не может до конца утилизировать. Позже спектр разработок расширился: «Прометей» занимался материалами для атомной энергетики, в последние годы сосредоточился на современном «мирном оружии» нашей страны -- нефтегазовом комплексе, в том числе и на разработке материалов для добычи углеводородов на полярном шельфе.
Вторая порция обновленных Государственных премий по искусству видится одновременно закономерной и проблематичной. Да, Алексей Баталов -- выдающийся артист, действительно создавший целый ряд «художественных образов, ставших классикой отечественного киноискусства». И в свое время получивший за эти работы немало заслуженных высоких наград. Но едва ли кто-нибудь, кроме дотошных киноведов, вспомнит роли Баталова 90-х годов. Впрочем, харизма есть харизма: Баталов не только кумир нескольких поколений, но и подлинно интеллигентный человек с большим обаянием, декан ВГИКа, автор интересных книг, живое воплощение культурной традиции.
Наиболее бесспорный лауреат -- Михаил Плетнев, музыкант с мировым именем, создатель и руководитель одного из лучших наших симфонических коллективов, Российского национального оркестра. Плетнева и его оркестр хорошо знают за пределами России, а его награждение будет явно сочувственно встречено музыкальной общественностью.
Что же касается третьего -- коллективного -- лауреата, балета "Сказание о Йусуфе" (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, 2001), то премирование солиста (Нурлан Канетов), композитора (Леонид Любовский) и либреттиста (Ренат Харисов), видимо, должно расцениваться как смелое «ноу-хау». До сих пор считалось, что в балете либретто (тем более восходящее к известному источнику) имеет несколько меньшее значение, чем хореография. Между тем балетмейстера-постановщика Георгия Ковтуна среди лауреатов нет. Надо полагать, что «развитие традиций национального эпоса в современных условиях диалога культур» происходило без его участия.
Михаил МАНСКОЙ, Глеб МЫШКИН