|
|
N°101, 14 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЕС расширяется на юго-восток
Переговоры с Турцией начались с научно-технического пакета
Евросоюз приступил к исполнению прошлогоднего политического решения расширяться на юго-восток. На совете министров иностранных дел в Люксембурге начались конкретные переговоры с Хорватией и Турцией, у которых статус кандидатов. Заключено Соглашение о стабилизации и ассоциации с Албанией -- формально необходимая веха в гонке за кандидатское звание. Черногорию признали самостоятельным партнером ЕС, и она может начинать с Брюсселем предварительные переговоры, не дожидаясь, пока Сербия, от которой она отделилась в мае, выдаст Гаагскому трибуналу генерала Ратко Младича.
Итак, выстроена очередь. Сначала Болгария и Румыния, уже ждущие решения о приеме в ЕС. Далее следуют Хорватия и Турция. Переговоры с ними начались, но продлятся пять или десять лет, и их исход не предрешен. Потом идут Македония и Албания с готовыми Соглашениями о стабилизации и ассоциации. За ними Черногория, Босния и Сербия. Им такие соглашения еще предстоит заключить. Остальные, в том числе Украина и Грузия, пока за скобками.
В Люксембурге разыграна не первая и, наверное, не последняя интермедия между 25 странами Евросоюза и Турцией. Перспективу ее вступления европейская политическая элита официально допускает и политкорректно не оспаривает. Но вовсе не единодушно. Многие европейские политики надеются, что если это и произойдет, то не при них.
Самолет главы турецкого МИДа Абдуллы Гюля 12 июня вечером стоял под парами в Анкаре, и его хозяин грозил европейским коллегам не прилететь в Люксембург, если те не заставят Кипр отказаться от вето на начало переговоров. Сюжет дежа-вю (такое уже было 3--4 октября 2005 года на саммите ЕС в Люксембурге, где и было принято историческое решение начать переговоры о вступлении Турции и Хорватии) завершился, как обычно: в последний момент Кипр снял свои условия, и ситуация была разблокирована. Гюль в который раз приветствовал «поворотный пункт в истории ЕС».
Кипр, вернее, его греческая часть, Республика Кипр, которую Турция не признает, является членом ЕС с мая 2004 года, имея право блокировать решения Совета Евросоюза. Сначала киприоты делают это, а потом уступают. Тем самым Евросоюз имеет повод постоянно напоминать Анкаре об обязательствах, дергать за короткий поводок. В данном случае Никосия требовала открыть для самолетов и судов Республики Кипр турецкие воздушные и морские порты. Потом перестала настаивать на этом, но соответствующая ссылка о необходимости сделать это была записана в преамбуле соглашения с Турцией об интеграции в научно-технической области. Председатель совета, министр иностранных дел Австрии Урсула Плассник заявила на пресс-конференции, что турки могут столкнуться с серьезными последствиями, если до конца года не выполнят этих требований.
В интервью «Времени новостей» Майкл Эмерсон, ведущий научный сотрудник Центра европейских политических исследований в Брюсселе, отметил, что, несмотря на произошедшее, «сама вероятность вступления Турции в ЕС совершенно неясна». Кроме единственной вещи: «До финального решения, наверное, придется ждать еще не менее десяти лет, а за это время и сам ЕС, и Турция могут очень сильно измениться». Он не стал рассуждать о том, что означало бы для России в геополитическом плане присоединение Турции к ЕС. «Какого ответа вы ожидали? Что ЕС плюс Турция будет сильнее и поэтому станет большей угрозой для России? Или что прибавление Турции к Евросоюзу сделает его окончательно недееспособным, и поэтому выгодно России? Я бы предпочел видеть Россию, которая мыслит не категориями игры с нулевой суммой -- конкурент проиграл -- значит, я выиграл, а думает об утверждении европейских ценностей», -- заявил «ВН» г-н Эмерсон.
Переговоры с Турцией начались с научно-технического пакета, потому что он самый легкий. Общего законодательства ЕС в этой сфере почти нет, поэтому не требуются большие изменения и в национальном законодательстве. Остальные 34 пакета располагаются по нарастающей сложности, и самые трудные -- о судебной системе, экологии, конкуренции, правах человека и меньшинств -- обычно откладываются «на закуску». Тема расширения Евросоюза, а также проблема снабжения европейских стран энергоресурсами будет обсуждаться 15--16 июня в Брюсселе на саммите организации.
Александр МИНЕЕВ, Люксембург--Брюссель