|
|
N°100, 09 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Король и королева
Британский этап конкурирует с футбольным мундиалем
«Формула-1» -- королева автоспорта. Это самое популярное событие в мире, за которым ежегодно наблюдает около трех миллиардов человек. Но раз в четыре года королева уступает свое место другой коронованной особе спортивного царства. Его величество футбол собирает под свои знамена 32 армии, чтобы выявить их них сильнейшую. И даме приходится на время уйти в тень. В этом году начало футбольного первенства совпало с Гран-при Великобритании.
Англичанам никогда не давали покоя лавры первооткрывателей. Но кто сейчас вспомнит, кому принадлежит первенство в изобретении ткацких станков, ускорившем мировое социально-экономическое развитие, Хартии вольностей, заложившей основы гражданского общества, или, в конце концов, паровой машине. А вот то, что англичане -- родоначальники футбола, известно всем и каждому.
Автоспорт, конечно, тоже не обошелся без их участия. Правда, первая настоящая гонка прошла во Франции, да и само слово «гран-при» французского происхождения, но развитие нового вида спорта по другую сторону Ла-Манша тормозили жесткие законы Британской империи. Так называемый Locomotive Act запрещал самодвижущимся экипажам передвигаться со скоростью свыше 14 миль в час, а в городах -- 12 миль в час. Законопослушным подданным Ее величества пришлось устраивать состязания на специально построенных сооружениях. И в 1907 году юго-западе Лондона был построен первый в мире стационарный автодром «Бруклендс». Так что и здесь англичане оказались впереди планеты всей. Ну и нельзя не упомянуть, что и собственно «Формула-1» появилась на свет в Англии. В 1950 году в Сильверстоуне состоялось рождение «королевы».
«Король» к тому времени уже во всю правил миром. Еще до войны прошли три чемпионата мира, а в том же пятидесятом году состоялся четвертый. В довоенный период английские футбольные сборные из-за непомерно завышенной самооценки игнорировали участие в Кубках мира. На историю мировых первенств британцы имеют свою точку зрения, основанную, впрочем, на изрядной доле черного юмора. В 1916 году, в разгар первой мировой, капитан Невилл вывел на поле свою команду. Был это отнюдь не «Манчестер Юнайтед», а Кентский пехотный полк, и противник оборонял не футбольные ворота, а непреступную высоту. Единственное, что объединяло поле боя с футбольным, -- мяч в ногах у капитана. С этим мячом он и повел своих «игроков» в атаку на немецкие окопы. Смерть настигла отважного капитана и еще 500 его товарищей через пять минут после начала знаменитого сражения при Сомме, которое благодаря ему вошло в историю под названием Большого финала европейского кубка.
Мировая популярность футбола находит отражение и на трассах «Формулы-1». В 1994 году, во время футбольного чемпионата мира в США, не было в паддоке более заядлых болельщиков, чем итальянец Джанкарло Минарди и ирландец Эдди Джордан, руководившие собственными командами. После победы ирландцев над итальянцами в групповом этапе на машинах «Джордана» появилась информативная надпись: Ireland 1 -- Italy 0. На что «Минарди» неделей спустя, после вылета ирландской сборной на стадии 1/8 финала, ответила так же язвительно, украсив воздухозаборники своих болидов сообщением: Italia IN -- Ireland OUT. Но за «Джордан» в том году выступал Рубенс Баррикелло, так что после победы в финале бразильцев над итальянцами Эдди радовался ничуть ни меньше своего подопечного. Тем более что игроки бразильской сборной посвятили победу памяти погибшего в том году Айртона Сенны.
Дмитрий СИТНИК