|
|
N°99, 08 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неча на «Рампу» пенять, коль фигура крива
Фестиваль современного танца подошел к концу
«Рампа Москвы» закончилась. Итоги фестиваля? Ну какие уж особенные итоги -- все-таки не чемпионат мира по футболу, золотых да серебряных медалей не присуждают. Тем не менее все-таки соревнование; разыгрывалось несколько комплектов наград.
Награда за менеджмент -- в ней продюсер Николай Басин вечно соревнуется сам с собой. То есть Басин-сегодняшний с Басиным-вчерашним -- и, надо сказать, выигрывает. При все той же лоскутности программы все меньше становится невыученных любителей, все больше -- грамотных профи. (Другое дело, что профи могут быть озабочены какими-то сугубо физиологическими проблемами, как худрук испанской труппы Кармен Вернер, устроившая на сцене мучительный стриптиз.) То есть нас может не устраивать та картинка танцевального мира, что предъявляет «Рампа Москвы», -- но это вполне объективная картинка, и не стоит на «Рампу» пенять. Но менеджменту есть что совершенствовать: нанять нормального переводчика (чтобы не превращал «русскую рулетку» в «русский рулет», а бессюжетный балет не становился «балетом со структурой анти-плот») и пристойного конферансье (вместо девушки, разговаривавшей с такой манерностью, будто она родилась от союза Виталия Вульфа с Ренатой Литвиновой). Но в любом случае-- спасибо. И продолжайте работать, пожалуйста.
Медаль за отвагу следует вручить канадскому дуэту Butoh-a-go-go -- эти два танцовщика уже второй фестиваль подряд позволяют себе пренебрегать какими-то элементарными принципами театрального представления. В прошлый раз они нагишом шли в течение часа из одного угла сцены в другой: медленными, сосредоточенными шагами. То, чем они занимаются, они называют «буто» -- это течение в японском современном танце появилось на восточных островах после второй мировой войны. Проповедуется не просто любовь к природе и отказ от цивилизации (чьи продукты принесли столько горя), но буквальное врастание в землю: артисты буто еще очень любят вымазаться какой-нибудь серой глиной. В этот раз два танцовщика чуть разнообразили спектакль: в течение часа они шли не прямо, но кружили по сцене, этак ритмически сгибаясь пополам, будто их тошнит. И как дань пуританской стране на них были красные платья -- на одном длинное, на другом мини. Именовалось все это «Рабочее название: Ванкувер» -- почему, неизвестно. Зрители, надо сказать, вставали и уходили со спектакля большими группами.
Ну а приз за равноправное участие -- то есть просто за то, что смотреть соотечественников рядом с иноземными гостями было не стыдно, -- следует отдать современной труппе «Русского камерного балета «Москва». Дарья Бузовкина, обычно сотрудничающая с руководимым Сашей Пепеляевым театром «Кинетик», сделала для «Москвы» спектакль «Пост фактум». В выстроенных абсурдистских диалогах (то есть не диалогах, конечно -- нет общения персонажей, есть расклад одной темы на голоса), в агрессивной пластике, в теме испытания героя толпой (все навалились скопом -- и вот он выбарахтывается из-под десятка человек) видно влияние мрачного худрука «Кинетика». Но Бузовкина моложе и жизнерадостней: и сквозь усвоенные танцфразы о безнадежном несовершенстве мира прорезается совершенно щенячья (оправданная, славная, справедливая) радость от элементарного движения.
Что еще важного было в фестивале? Практически полностью заполненные залы (при не заоблачных, но все-таки и не копеечных ценах на билеты). При этом процентов на пятьдесят публика состояла из людей, всерьез интересующихся современным танцем, -- вторую же половину составляли люди просто любопытствующие. И когда первые (порой во время действия) объясняли вторым, что же происходит на сцене, -- этот гул, который способен довести до крайнего раздражения в любом другом театре, вызывал только улыбку. Ну надо же, дело движется.
Анна ГОРДЕЕВА