|
|
N°96, 05 июня 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Брюссельская «капуста»
Следователи Еврокомиссии провели «антимонопольные» обыски в E.ON и RWE
Брюссельские чиновники-антимонополисты на прошлой неделе в очередной раз провели ряд обысков в штаб-квартирах крупнейших энергетических предприятий Германии. В качестве мишеней для спецследователей из Еврокомиссии были избраны E.ON и RWE. По сообщениям Berliner Zeitung, в помещение E.ON Energie в Мюнхене брюссельские следователи нагрянули во время очередного заседания правления компании. У топ-менеджеров были конфискованы все находившиеся в помещении документы, включая носители электронной информации. Помимо этого были опечатаны все компьютеры. В материнской компании концерна E.ON в Дюссельдорфе, как сообщается, сыщики наведались к главе правления Вульфу Бернотату и другим менеджерам высшего эшелона. Одной из веских причин для этой внезапной акции стали слова о «взаимном уважении региональных традиций» в речах руководителей предприятий отрасли. Исторически сложилось, что все четыре крупные энергоснабженческие компании Германии оперируют не в общефедеральном масштабе, а в определенных регионах, где считаются доминантными поставщиками электричества. В этом антимонополисты ЕС и усмотрели возможность «предварительного сговора» компаний в ценовой политике.
В последние годы Брюссель принялся за либерализацию рынков энергии, стремясь навязать конкурентную борьбу и задушить любые проявления монополизма. Столь решительные действия Еврокомиссии во многом стали реакцией на рост цен на энергоносители на мировых рынках в последние годы. Его ощутили на себе и конечные -- бытовые и промышленные -- потребители, получающие от своих компаний огромные счета. Кошельки немецких потребителей, считает Брюссель, в состоянии будут спасти лишь мелкие энергокомпании, борющиеся с помощью спотовых продаж за собственное выживание.
E.ON и RWE вместе с другими традиционными предприятиями по снабжению электроэнергией (в частности, Vattenfall и EnBW) попали под подозрение брюссельских антимонополистов в связи с тем, что между ними якобы на основании тайных договоренностей поделены рынки сбыта. А игроки немецкого энергорынка (или те, кто стремится стать таковым) не располагают собственной необходимой инфраструктурой для транспортировки энергии. Поэтому четыре крупнейших энергоконцерна Германии обязаны предоставлять свои сети за плату другим компаниям. Однако из-за того, что они якобы поделили региональные рынки, по оценкам Ариберта Петерса из Союза потребителей энергии, конечные покупатели газа и электричества ежегодно платят на миллиард евро больше. В то же время энергоконцерны имеют высокий оборот: за 2005 год у E.ON он составил 56 млрд евро, у RWE -- 41 млрд. Эти энергомиллиарды и взволновали Еврокомиссию.
Впрочем, те же E.ON и RWE тоже страдают от высоких цен. Как заявил в мае в Дюссельдорфе на главном собрании акционеров глава E.ON Вульф Бернотат, «время дешевой энергии прошло»: на рынке растет спрос на энергоресурсы, а месторождения начинают истощаться. Государство также не прочь заработать на энергии с помощью не всегда оправданных с точки зрения энергетиков налогов и прочих поборов. По замечанию г-на Бернотата, сегодняшние цены на электричество для конечных потребителей в Германии без учета отчислений в госказну находятся на уровне 1998 года.
В энергетической войне между Брюсселем и ведущими европейскими энергетическими компаниями скорого мира ждать не приходится. Европейский комиссар по вопросам конкуренции Неели Кроес объявила о том, что в июле намерена посетить Берлин и обсудить вопросы дальнейшей либерализации энергорынка в Германии в соответствии с требованиями чиновников Еврокомиссии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин