Время новостей
     N°96, 05 июня 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2006
Петербург не резиновый
Министерство финансов намерено запретить перерегистрацию крупных холдингов
Министерство финансов намерено запретить «перебежки» крупных налогоплательщиков из одного региона в другой (если исходить из нынешней реальности -- массовый исход крупных компаний в Петербург). Минфин также не отрицает, что в следующем году потери региональных бюджетов из-за очередных налоговых новаций превысят 35 млрд руб. Об этом заявил в пятницу министр финансов Алексей Кудрин, выступая перед членами Совета Федерации.

По словам министра, Минфин готовит поправки в налоговое законодательство, ограничивающее возможность перерегистрации крупных компаний-налогоплательщиков из одного региона в другой. «Минфин предпринимает усилия, чтобы не происходило серьезных провалов в бюджетной системе из-за того, что один крупный налогоплательщик переходит из субъекта в субъект. Такой быстрый переход в течение одного года мы, конечно, не приветствуем», -- сказал г-н Кудрин.

Проблема перерегистрации крупных компаний возникла два года назад. Тогда губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила о том, что несколько крупных компаний намерено сняться с налогового учета в своих регионах и перерегистрироваться в северной столице. На налоговый учет в Санкт-Петербург перешли «дочки» «Газпрома» «СИБУР-Холдинг» и «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»), «Внешторгбанк», «Транснефтепродукт», «Совкомфлот», «Трансаэро», а также трейдинговые структуры ЛУКОЙЛа и «Роснефти». Власти регионов, потерявших крупных плательщиков, начали требовать компенсации у Минфина.

Теперь Минфин намерен законодательно исключить возможность таких «перебежек». Однако, по мнению экспертов, законодательный запрет, если он будет введен, может противоречить Бюжетному и Налоговому кодексам. Проблема в том, что до сих пор в законодательстве не прописаны механизмы перераспределения финансовых ресурсов, поступающих в десятки региональных бюджетов от крупных компаний. Кроме того, требования закона не сформулированы столь четко, чтобы холдинги стали финансово прозрачными. Как цитируют информагентства слова Валентины Матвиенко, «либеральные политики и члены правительства, с одной стороны, ратуют за рыночную экономику, а с другой -- пытаются загнать ее в прокрустово ложе административного регулирования».

Что касается прочих налоговых инициатив, то пересматривать ранее утвержденные "Основные направления налоговой политики на 2007--2009 годы" в связи с новым Бюджетным посланием президента Минфин не собирается. А одной из основных тем налоговой политики станет неупомянутая даже вскользь президентом реформа НДС.

На 2007 год запланировано введение заявительного порядка возмещения НДС экспортерам вместо нынешнего разрешительного, что позволит, по расчетам Минфина, за год сократить задолженность государства по возмещению НДС с 197 до 140 млрд рублей.

Некоторые тезисы из озвученного президентом все же попали в минфиновские «Основные направления...». Это введение освобождения от налогообложения дивидендов холдингов, а также перевод в рублевый эквивалент уплаты всех налогов и пошлин. Проекты этих законов Минфин обещает разработать максимально быстро и внести в Госдуму.

К ужасу не только производителей, но и налоговых инспекторов, уставших от постоянных изменений акцизной политики, в следующем году схема взимания акцизов снова изменится. Акцизы на нефтепродукты вновь будут взиматься с оптового звена, нефтеперерабатывающих заводов, как это было три года назад. За счет сокращения числа плательщиков (с 700 до 50) собираемость акцизов, по мнению Минфина, должна возрасти.

Акцизы на сигареты будут исчисляться по прежней комбинированной системе (фиксированная ставка плюс процент от цены). Но во избежание искусственного занижения цен табачными фабриками с целью снижения акцизов адвалорная составляющая будет не 8% от отпускной цены, а 5% от максимальной розничной цены, декларируемой производителем. Поэтому со следующего года производители будут обязаны наносить максимальную цену на каждую пачку сигарет. Под акциз подпадут и все ныне неподакцизные виды табака: нюхательный, жевательный и приобретающий все большую популярность кальянный.

В рамках ежегодной общей индексации акцизов, которая на следующий год запланирована на 8,5%, табачные акцизы повысятся на 30%. По поводу сигарет министр дал отдельные пояснения. Устрашающая цифра 30% и сложные для понимания изменения в адвалорной ставке для рядовых потребителей шоковых изменений принести не должны. По подсчетам Минфина, дешевые сигареты в следующем году подорожают в среднем на 50 коп., дорогие -- на 80 коп. -- 1 руб. за пачку.

Однако сенаторов волновала не столько розничная цена сигарет, сколько потери региональных бюджетов, которые из-за акцизных нововведений недосчитаются 35 млрд руб. Предложение сенаторов передать регионам дополнительные 1,5% ставки налога на прибыль министр Кудрин отверг сразу, но пообещал компенсировать потери иными способами. Правда, какими именно, не пояснил.

Также без ответа остался вопрос сенаторов о выпадающих доходах регионов по гарантированным федеральным центром льготам по земельному и имущественному налогам. Размеры этих льгот, которые предоставляются за счет региональных и муниципальных бюджетов, зачастую превышают сумму поступлений от этих налогов. По словам г-на Кудрина, раньше было еще хуже, а сейчас льготы уже сокращены в три раза и сохраняются только для магистральных сетей «Газпрома» и РАО «ЕЭС», а также предприятий науки и социальной сферы.

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Налоговая реформа