|
|
N°92, 30 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Азимбек Бекназаров: Ошибкой власти было разрешить криминалитету полезть в политику
-- К убийству 10 мая известного авторитета Рыспека Акматбаева часть людей в стране относится с недоверием, считая его инсценировкой. Сомнение вызывают многие детали -- не было надлежащей судебно-медицинской экспертизы, странно тихо, без речей и стенаний прошли похороны, говорят, куда-то подевались свидетели происшедшего. Еще говорят, что у Рыспека были двойники... Вы юрист, бывший генпрокурор, разделяете эти сомнения?
-- Это не инсценировка, это убийство. Политический заказ, а не криминальная разборка. Вот если Рыспеку выдадут посмертно депутатский мандат, тогда это окажется инсценировкой -- он появится целехоньким в парламенте и сам расскажет, что произошло на самом деле. Но этого не будет, он действительно убит. К сожалению, Рыспек погиб не как криминальный авторитет, а как политический деятель -- наша власть его сделала таким, и я критиковал ее за это. Не надо было его допускать к парламентским выборам, возможность для этого была. Еще когда я был генпрокурором, дело Акматбаева с обвинительным заключением по трем убийствам мы передали в суд, и надо было еще в сентябре прошлого года осудить его как преступника. Но после моей отставки власть каким-то образом сняла с него обвинения и даже зарегистрировали Рыспека кандидатом в депутаты парламента. Использовали его как надо...
-- В чем была его власть, почему его так боялись? Ведь, как утверждают, чуть ли не вся политика в Киргизии последний год делалась с оглядкой на Рыспека, он, что, шантажировал многих на самом верху, имея на них компромат?
-- Когда я стал генпрокурором после 24 марта прошлого года, то объявил всем, кто разыскивается и находится в бегах, считая, что их обвиняют необъективно или оказывают давление, что они могут добровольно явиться в прокуратуру, и гарантировал им беспристрастное расследование. Акматбаев тогда пришел, и я ему сказал: ты уже не авторитет, уже не вор в законе, ты же сдался, раньше волком был, а теперь собакой стал, тебе нельзя этого делать. А он мне ответил, что у него перед этим сына 16-летнего убили и нашли его повешенным в петле и он, скрываясь, не мог его по-человечески похоронить. И вот пришел легализоваться, чтобы хоть 40 дней по-человечески, не таясь от людей, отметить, а иначе не пришел бы.
Я ему сказал, что готов разрешить ему оставаться до суда под домашним арестом под поручительство нескольких депутатов. И он до самой моей отставки в сентябре не нарушал домашнего ареста. А потом в октябре, после убийства его брата, депутата Тынычбека Акматбаева, Рыспек обвинил в его гибели Кулова, и между ними началась настоящая война.
-- Складывалось впечатление, что многие были заинтересованы в этой войне.
-- Конечно, но кроме всего у Рыспека были и другие враги, на зоне, например... А потом, Рыспек начал создавать свою партию, полез в политику -- вот этого нельзя было ему делать, это не его место.
-- В своем интервью, которое Рыспек дал за несколько дней до гибели, но опубликованном лишь посмертно, он говорил о компромате, которым он владеет на многих политиков в Киргизии. Вы верите в это?
-- Да. Я же говорил, что его использовали многие. Поэтому у него был компромат. Кроме того, он активно участвовал в переделе собственности после событий 24 марта прошлого года, отсюда тоже мог у него оказаться компромат.
-- Компромат этот может «выстрелить» сейчас?
-- Трудно сказать, успел ли он передать его в надежные руки, он же не думал, что его так быстро убьют...
-- Теперь, как вы думаете, сможет ли в стране начаться нормальный политический процесс, без участия в нем криминала? Ведь сращиванием криминала и власти в Киргизии были озабочены даже в соседних странах, не говоря уже о том, что имидж власти в стране неизмеримо потускнел и среди ее жителей.
-- Наоборот, убийство Рыспека привело к еще большему падению авторитета власти, ведь многие убеждены, что это дело рук самой власти. Но следствие должно все показать.
-- Вы в этом уверены?
-- К сожалению, нет. Боюсь, что назначат кого-нибудь виновным, заставят его взять все на себя и сделают его вором в законе. Понимаете, это криминальный мир, он особый. Убили Рыспека -- придет другой Рыспек.
-- Приходилось слышать опасения, что теперь в Киргизии останется одна главная криминальная группировка, чеченская, во главе с Азизом Батукаевым, которая станет «беспредельной», поскольку никто не способен будет ей противостоять.
-- Я думаю, что киргизские группировки тоже будут организовываться, так просто акматбаевцы не уйдут. Ошибка нашей власти после 24 марта было то, что она позволила криминалитету полезть в политику, в парламент, даже в правительство.
-- И как выходить из этой ситуации?
-- По-настоящему должны заработать Бакиев и Кулов. Особенно теперь, когда их противники нейтрализованы. И им самим пора поэтому перестать использовать свои партии, чтобы поднимать народ на улицах. Вот 20 мая -- митинги на юге, в Джалал-Абаде, в поддержку Бакиева, а 27 мая в Бишкеке соберется митинг, в скрытой форме в поддержку Кулова. На юге лозунги -- «Дайте спокойно работать Бакиеву!», а в Бишкеке -- перечисляют ошибки Бакиева. Это политики еще и искусственно делят народ. А все оттого, что ни Бакиев, ни Кулов не имеют своей сильной идеологически спаянной команды и все время пытаются апеллировать к улице.
|