|
|
N°92, 30 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Феликс Кулов: Стабильность в Киргизии поддерживается наличием в ее руководстве двух известнейших представителей Юга и Севера
-- Феликс Шаршенбаевич, вашему тандему с Курманбеком Бакиевым исполнился год. Ваши политические противники в Киргизии считают, что этот союз себя изжил...
-- Каждое из высказываемых суждений имеют право на жизнь. Но на сегодняшний день, к сожалению, я подчеркиваю -- к сожалению, стабильность в стране сохраняется благодаря тому, что в ее руководстве есть представители как Юга, так и Севера Киргизии. Таково мнение независимых исследователей, которых я попросил изучить данный вопрос. Почему я говорю «к сожалению»? Потому что я всегда выступал за создание системы, в которой стабильность поддерживается не благодаря отдельным личностям, а благодаря созданию системы государственных сдержек и противовесов, которые позволят не допускать революционных потрясений в обществе. Я уверен, что президент Бакиев согласен с этим, поскольку в свое время он признал необходимость в проведении конституционной реформы, которая бы позволила сглаживать региональные и родоплеменные противоречия. На данный же момент стабильность поддерживается наличием в руководстве двух самых известных представителей Юга и Севера.
-- И если вы поддадитесь давлению тех, кто требует вашего смещения с поста, то это приведет к изменению баланса в пользу Юга Киргизии?
-- У нас за последние годы проходило четыре изменения конституции благодаря так называемым всенародным референдумам, проводимым прежним руководством страны. Все это было направлено на усиление власти одного человека, президента Акаева. А поскольку элита традиционно позиционирует себя как представителей либо Юга, либо Севера Киргизии, то ее влияние на простых людей приводит к угрозе раскола страны. И от этого деления никуда не денешься. Ведь у нас как говорят: «Вот 15 лет правил северянин (Аскар Акаев. -- А.Д.), так пусть теперь восстановится историческая справедливость и правит южанин, не важно кто». Были горячие головы, которые хотели показать, что южане -- не последние люди в государстве. И мы обязаны считаться с этими настроениями. Поэтому мы пришли к выводу, что власть должна образовать тандем и не выступать больше детонатором, раздражителем общественных настроений.
-- И пока этот переходный период не закончится, необходимость в тандеме сохраняется?
-- Безусловно. Но я сейчас думаю над предложением, которое собираюсь вынести на обсуждение общества. Оно должно позволить создать именно ту систему сдержек и противовесов, о которой я говорил, и обеспечить стабильность в регионе вне зависимости от того, кто приходит к власти -- южане или северяне.
-- Вы рассчитываете при этом на поддержку не только северян, но и Юга Киргизии?
-- Я не буду сейчас говорить о процентах, но могу сказать, что если Бакиев имеет своих сторонников на севере, то я имею поддержку на юге страны.
-- Вернувшись из Москвы, где вы находились с рабочей поездкой, вы встретились на днях в Бишкеке с представителями среднего российского бизнеса, работающего в Киргизии, и обсуждали с ними проблемы административного террора со стороны региональных властей. Эта проблема существует только для российского бизнеса или, в общем, для всех хозяйствующих субъектов страны?
-- Твердо могу заявить, что такая проблема существует в целом для бизнеса. Очень много жалоб, нареканий на работу фискальных органов. И президент был вынужден выпустить указ, который ограничивает проверки. Теперь, если фискальные либо другие контролирующие органы захотят провести внеплановую проверку (чаще, чем раз в год), они должны взять разрешение на это в прокуратуре. Но вместе с тем существуют случаи, когда кто-то из местных чиновников пытается лоббировать свои коммерческие структуры в противовес российским предпринимателям. Это не означает, что они действуют именно против российского бизнеса, они просто действуют в своих корыстных интересах. Но, к сожалению, как всегда в таких случаях, проблема приобретает межгосударственный характер.
-- Похоже, что препятствия, чинимые российскому бизнесу сегодня, создают неблагоприятную атмосферу для будущих российских инвесторов...
-- Страна ведет многовекторную политику, и у нас должны быть друзья, а не враги. Враги -- это те, кто посягает на нашу безопасность и стабильность. Яркий пример этого -- баткенские войны (1999--2000), недавняя вылазка бандитов, пришедших из Таджикистана, точнее говоря, заблудившихся по дороге оттуда и оказавшихся на нашей территории. Вместе с тем отношения с Россией можно выделить особым образом хотя бы потому, что наши граждане, работающие в вашей стране, перечисляют ежегодно около 200 млн долл. -- это немногим меньше нашего годового бюджета. И российский рынок -- тот рынок, который наиболее доступен для наших товаров, и поэтому мы обязаны развивать наши отношения с российским бизнесом.
-- Вы сказали: «Бандиты заблудились». Это официальная версия?
-- Может, это прозвучало иронично, но смотрите: нападение произошло на таджикский пост изнутри таджикской территории. Бандиты оказались заперты в горах, и если бы они знали территорию, они бы, конечно, сюда не пошли, а двинулись бы в другом направлении. У нас же граница в этом месте не такая, как ее показывают иногда в кино: перешел, и ты уже в другом государстве. У нас же там «слоеный бутерброд»: перешел границу -- попал в киргизское село, прошел еще немного -- снова попал в таджикское, а еще немного -- попал к узбекам. Судя по тому, как они себя вели, они не имели цели идти вглубь киргизской территории. Они не знали, где оказались.
-- А есть доказательства этой версии после допросов оставшихся в живых боевиков?
-- На мой взгляд, это очевидно. И, кроме того, я располагаю информацией, которая это подтверждает.
-- Таким образом, исключается уже выдвинутая официальная версия, скажем, в Узбекистане, что это была злонамеренная, заранее спланированная акция с целью подорвать стабильность в этой стране и даже подготовить новый «Андижан»?
-- Я исключаю эту версию. Я не говорю, что это были случайные люди с оружием. Это были бандформирования, которые имели определенные цели, которые угрожали стабильности всего ферганского региона, они готовили провокации -- это однозначно и сомнению не подлежит. Вопрос в другом: имели ли они цель проникнуть в Киргизию и здесь обосноваться? Анализ показывает -- нет.
-- Ряд депутатов киргизского парламента считает, что нужно разобраться с действиями киргизских силовиков, которые допустили такие высокие потери, отражая атаку боевиков.
-- Надо исходить из следующего. Первое: наши военные проявили мужество и героизм, вступив в столкновение с боевиками, я должен это признать. Анализируя эти потери, надо исходить из реальной ситуации: среди боевиков действовал снайпер. Наши вынуждены были пойти на риск, чтобы не дать им уйти. Им удалось бы это сделать, если бы наши ребята отсиживались где-нибудь. Все знают эту арифметику: если ты находишься в горах, занимай место повыше. Кто нападает снизу, у того потери в два раза больше. Это горькая, но точная статистика. Поэтому у меня язык не поворачивается каким-то образом упрекать людей, которые пытались эту банду ликвидировать.
|