|
|
N°91, 29 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великая дама и прочие забавники
Балетоманам скучно не будет
В первую летнюю неделю в Москве сразу два события, важных для любителей современного танца. Во-первых, 2 и 3 июня на сцене Молодежного театра будет показан спектакль Каролин Карлсон «Тигры в чайном домике»; во-вторых, с 1 по 6 июня Театр имени Пушкина отдаст свою сцену международному фестивалю «Рампа Москвы».
Каролин Карлсон -- личность совершенно легендарная. Американка, в 1960-х бывшая звездой авангардистской труппы Элвина Николаи, в конце славного десятилетия отправилась в Париж и начала сама сочинять танцы. Делала она это столь успешно, что ее -- первую из бунтовщиков, ломавших классические каноны танца, -- позвали работать в Парижскую оперу. Для нее была специально создана должность этуаль-хореографа (по аналогии с этуаль-танцовщиками -- высшей ступенью в карьере артиста оперы), и она возглавила группу театральных исследований при театре. Она первой открыла двери -- у талантливых чужаков появилась возможность ставить в опере; в результате нынешний разнообразнейший репертуар театра -- это заслуга Карлсон, хотя она уже двадцать с лишним лет там ничем и не рулит.
В «послереволюционную» эпоху Карлсон руководила балетом венецианского театра La Fenice, возвращалась в Париж в Theatre de la Ville, пару лет начальствовала в финской опере (ее родители -- переехавшие в Америку финны) и, наконец, выстроила собственную студию в Венсенском лесу, соединив философский семинар, театральную труппу и танцкласс. Плюс еще в течение двух последних лет она возглавляет национальный хореографический центр Рубэ Нор -- под его маркой и проходят нынешние гастроли. Тот спектакль, что Каролин Карлсон привозит к нам, из сочиненных ею по счету 87-й.
«Тигры в чайном домике» сделаны для трех танцовщиков -- один из них китаец, другой японец, третий кореец; каждый знаком с традиционными боевыми искусствами своей страны. Карлсон всерьез интересуется дзен-буддизмом и каллиграфией и свои последние сочинения предпочитает называть визуальной поэзией, а не хореографией. Нынешний спектакль, ухитряющийся вплавить яростные вспышки энергии танцовщиков в картинку совершенно умиротворенную, уже видевшие его западные коллеги описывают в терминах, подходящих для китайской живописи и японских стихотворений.
Одновременно со спектаклем гранд-дамы современного танца в столице будут показывать сочинения людей занятных, но известных в значительно меньшей степени -- грядет «Рампа Москвы». Фестиваль будет представлять от одного до трех спектаклей в вечер в зависимости от объемов. Начнут с уже приезжавших к нам словенских забавников из Fico balet: прошлый раз они скрещивали танец со спортом, восторженно издеваясь и над тем и над другим человеческим занятием, теперь везут спектакль под названием Confi-dance. Продолжится фестиваль выступлением балета ЮАР -- труппы вообще-то совершенно классической (у себя дома в июне-июле они прокатывают «Коппелию», например), но не чуждой творческим поискам родных хореографов. Затем придет очередь увлекающихся японским танцем буто канадцев (дуэт под названием Butoh-a-go-go везет спектакль «Рабочее название: Ванкувер»; прошлое выступление в Москве этих мастеров искусств запомнилось медитативным вояжем двух обнаженных танцовщиков через всю сцену) и труппы темпераментной шведки Клер Парсонс (это в ее прошлом спектакле женщины вели чувственные диалоги с предметами домашнего обихода).
Испанка Кармен Вернер в спектакле «Кожа» займется «исследованием пробуждения сексуального инстинкта в людях вне зависимости от возраста, пола, класса, цвета кожи или религии», а немецкая Wee-dance-company и голландская Dance works Rotterdam, как всегда, будут демонстрировать класс движения, не слишком загружая зрителей сюжетом (разумно предполагая, что различный стиль движения уже сюжет). Одним из самых любопытных пунктов программы может оказаться гастроль Polish dance theatre из Познани: европейски известная труппа (два года назад они были специальными гостями лионской танцбиеннале) привезет набор из трех небольших спектаклей: Zefirum (праформа слова zero, вариации на буддистские темы, хореография -- Вирпи Пакинен), «Барокко» (Бах в представлении Яцека Пржибыловского) и Wo-man in tomatoes (ностальгия Йосси Берга по временам Эдит Пиаф и Нэнси Синатра). А в финале феста появятся хозяева -- «Русский камерный балет Москва». Для их современной труппы Дарья Бузовкина поставила спектакль Post factum.
Анна ГОРДЕЕВА