|
|
N°89, 25 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Северный вывоз
Полярники на арктической льдине готовятся к эвакуации
Ледокол «Ямал» отправился из Мурманска в высокие широты для эвакуации 15 полярников станции «Северный полюс-34». Несмотря на то что специалисты называют эвакуацию «плановой», в сентябре 2005 года, когда станция только обосновывалась на льдине, организаторы экспедиции утверждали, что она продрейфует в Арктике не меньше года. В апреле произошла плановая ротация -- смена «вахты» на СП-34, но новый состав успел проработать лишь месяц с небольшим. Истинные причины весенней эвакуации пока не очень ясны.
Но паники на льдине однозначно не наблюдается. По сообщению ИТАР-ТАСС, параллельно разборке строений там продолжаются научные исследования. «Живем в обычном своем режиме, -- сообщил начальник СП-34 Томаш Петровский. -- Авралов пока никаких нет. Морозец небольшой -- всего восемь градусов. Сейчас поедем откапывать занесенные снегом бочки. Хотим льдину оставить после себя чистенькой». Также начальник станции рассказал, что «выход «Ямала» из Мурманска 15 полярников отметили последней баней, и уже на следующий день баня стала первым из двадцати домиков, который начали разбирать».
Вчера в полдень атомоход, который за минувшую ночь смог продвинуться всего на 36 миль во льдах, находился на удалении 75 миль от СП-34. Тогда же с борта судна был поднят вертолет для проведения ледовой разведки. По словам директора Арктического и Антарктического НИИ Ивана Фролова, «рекогносцировка потребуется для выбора оптимального варианта причаливания к СП-34». «Ямалу» предстоит преодолеть оставшиеся, весьма нелегкие мили. По словам вице-президента Ассоциации полярников России Владимира Стругацкого, между ледоколом и станцией находятся очень «тяжелые» льды. Напрямую идти невозможно, и потому г-н Стругацкий затруднился прояснить, сколько еще понадобится судну, чтобы достичь цели. Атомоходу, который сейчас выбирает проходы во льдах двухметровой толщины, предстоит вплотную приблизиться к платформе с лагерем полярников, а затем поднять на борт почти 250 тонн оборудования, научной аппаратуры и жилых домиков в собранном виде, а также 300 оставшихся бочек с топливом. Предполагается, что это займет трое-четверо суток, после чего в первых числах июня высокоширотная экспедиция возвратится на атомоходе в Мурманск.
По иронии судьбы с 2003 года, когда Россия возобновила регулярные исследования на Северном полюсе, работа каждой станции заканчивается раньше срока -- спасательной операцией. В марте 2004 года льдина под дрейфующей станцией «Северный полюс-32» неожиданно треснула, раскололась и ушла под воду. Огромный вал ледяных торосов в течение буквально получаса поглотил практически 90% станции, а 12 полярников дожидались помощи на ее уцелевшей части в двух спасенных домиках. В сентябре 2005 года научно-экспедиционное судно «Академик Федоров», флагман научного полярного флота России, снимал СП-33. Льдина, на которой она базировалась, также превратилась в десятки осколков, разделенных трещинами. Не дотянула до расчетного срока и 34-я высокоширотная экспедиция.
Однако, несмотря на этот рок, ученые не собираются прекращать исследования в Арктике, как это, например, было во время вызванной финансовым дефицитом паузы с 1991 по 1993 год. Вчера профессор Фролов объявил об открытии в 2007 году новой, 35-й научной дрейфующей станции. Он также не исключил, что на СП-35 вместе с российскими учеными будут работать и представители национальных полярных экспедиций других стран. «Такие пожелания от коллег из-за рубежа в штабе полярной науки есть», -- сказал он.
Ирина БЕЛАШЕВА