|
|
N°89, 25 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Иран не собирается выходить из ДНЯО»
Вчера в Лондоне прошла очередная встреча представителей пяти постоянных членов Совбеза ООН (России, США, Китая, Великобритании и Франции) и Германии по иранской ядерной проблеме. Обсуждалось содержание новых предложений Тегерану, включающих в себя предоставление реактора на легкой воде и поставки топлива для нужд иранской атомной энергетики взамен на отказ Ирана от самостоятельного обогащения урана. Пока же Тегеран продолжает вести собственные исследования. На вопросы обозревателя «Времени новостей» Елены СУПОНИНОЙ ответил заместитель министра иностранных дел Ирана Магди МУСТАФАИ. Он принимает участие в Пятой международной конференции «Диалог по сотрудничеству в Азии», проходящей сейчас в Дохе, столице Катара. Российскую делегацию на этой конференции возглавляет глава МИД России Сергей Лавров.
-- Почему Иран не останавливает свои атомные программы? И это несмотря на то, что международное сообщество предлагает взамен все более интересные предложения.
-- Потому что Иран, как участник Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), прекрасно знает, что все эти ядерные исследования вполне укладываются в законные рамки. Иран сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), которое контролирует и проверяет эту деятельность на предмет ее законности. Поэтому мы не видим никаких проблем с тем, чтобы продолжить эти работы, носящие мирный характер. В соответствии с ДНЯО мы имеем полное право на работы по обогащению урана. Нет никакого основания для того, чтобы их прекращать. Так почему у нас хотят отнять то, что положено нам по праву?
-- Но инспекторы МАГАТЭ так и не осмотрели в должном объеме такие исследовательские центры, как Лавизан, к примеру, и другие...
-- МАГАТЭ поставило перед нами некоторые вопросы. На часть мы уже дали исчерпывающие ответы. Другие еще изучаем, чтобы дать такие же убедительные ответы.
-- Может, Ирану вообще лучше выйти из ДНЯО, как это сделала Северная Корея три года назад?
-- Так ведь все, что мы делаем сейчас, соответствует духу ДНЯО. Иран уважает Договор о нераспространении ядерного оружия и не собирается выходить из него. Он полезен для международного сообщества.
-- Как быть с предложением Москвы создать совместное предприятие по обогащению урана для иранских нужд, но на российской территории? Иран не желает больше рассматривать это предложение?
-- Его рассмотрение продолжается. Нам так и не были представлены все детали этого проекта. Мы готовы согласиться на то предложение, при котором были бы соблюдены все права иранского народа. Если российская сторона предложит нам равноправное сотрудничество в процессе производства ядерного топлива, то мы согласимся. Ведь не столько важно, на чьей территории будет налажено это производство, главное, чтобы наше участие было полноценным. В этом, кстати, мы готовы сотрудничать и с другими странами.
-- Ответило ли руководство США на письмо, направленное иранским президентом Махмудом Ахмадинежадом его коллеге Джорджу Бушу? Или до сих пор ответа нет?
-- Американское руководство не ответило на это письмо, но вот народу США оно понравилось, как и другим народам.
-- Иранцы до сих пор считают США большущим шайтаном?
-- Учитывая, как ведут США на международной арене, то они уже не просто большой шайтан, а большущий.
|