|
|
N°88, 24 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Система образования настолько консервативна, что не воспринимает быстро все наши реформы"
Министр образования и науки Челябинской области Владимир САДЫРИН рассказал "Времени новостей" о том, как приходится изворачиваться региональным чиновникам, чтобы выполнить требования федеральных властей о долевом участии в национальном проекте муниципалитетов и бизнеса.
-- Владимир Витальевич, вот-вот будут подводиться итоги конкурса на лучшие школы в рамках национального проекта «Образование». Много ли школ претендуют на федеральный грант в Челябинской области?
-- На нашу область будет выделено 66 грантов. На них подала заявки 121 школа.
-- А сколько всего школ?
-- Всего 1247 школ, но среди них средних школ 696. Получается, что заявку подала каждая пятая. А деньги на развитие получит примерно каждая десятая. Кстати, некоторые сильные школы не стали участвовать в конкурсе потому, что не были готовы выполнить все требования -- в частности, подготовить проект развития. В некоторых районах (а мы распределяли квоты по районам) получилось, что на одно место претендуют даже по три школы. Конечно, хочется поддержать по возможности как можно больше общеобразовательных учреждений. Губернатор Челябинской области выделил в этом году дополнительно на нацпроект по образованию 450 млн руб. И 50 школ из тех, что не пройдут на федеральный грант, получат по 500 тыс. руб. на развитие от региональных властей. Кроме того, гранты губернатора получат еще 30 учреждений дополнительного образования и 100 детских садов.
-- Каким образом большинство участников конкурса хотят потратить деньги?
-- Большинство, конечно, настроены на укрепление материальной базы, на создание компьютерных классов (на второй класс, если первый уже есть), на интерактивные доски, многие собираются отправить лучших педагогов на стажировку в Москву и Санкт-Петербург.
-- Для того чтобы регион мог участвовать в нацпроекте, он должен выполнить ряд условий, определенных правительством. В частности, подготовиться к переходу на отраслевую систему оплаты труда в образовании, развивать институт попечительских советов, привлечь региональные средства и частных инвесторов. Все это уже сделано?
-- Что касается попечительских советов, процесс пошел. Буду искренним, говорить, что это распространено повсеместно, было бы преждевременным. Из 1247 школ у нас попечительские советы созданы в 1109. Еще не так глубоки изменения в самом обществе, чтобы люди, не заинтересованные в результатах учебы своего ребенка или же не имеющие отношения к школе, пришли бы и возглавили попечительский совет. И еще сложность в том, что система образования настолько консервативна, что она не воспринимает быстро все наши реформы.
Что касается перехода на отраслевую систему оплаты труда, то это планируется, но мы пока выжидаем и присматриваемся к опыту других регионов, в частности Тюменской области и Петербурга. Пока что видим, что плюсы увеличения доходов учителей в Тюмени нивелируются двумя серьезными минусами: идет сокращение учителей и интенсификация труда. В Тюменской области установили норму ставки для преподавателей вместо 18 часов 22. Получается, что был один пирог, и его режут разными способами, но пирог остается тем же самым. А вот петербургская модель кажется нам более интересной. Там увеличили тот самый пирог: отказались от единой тарифной сетки и приняли за отправную точку прожиточный минимум в Санкт-Петербурге на первый квартал прошлого года.
-- Вы говорили, что губернатор выделил дополнительные средства на образование, а удалось ли привлечь к софинансированию муниципалитеты?
-- В этой области у нас большой опыт работы. В начале года муниципалитеты выделили 100 млн руб., сегодня они уже дают 236 млн, я думаю, что мы выбьем из них еще больше.
-- Прямо так и «выбиваете»?
-- Например, обращается ко мне глава муниципалитета и спрашивает, сколько компьютерных классов я ему выделю. Я говорю, к примеру, даю десять, а ты сам сколько поставишь? Он мне отвечает -- пять. Ну, если пять, то тогда я буду с другим главой работать, говорю я ему. Приходится ему соглашаться на десять. Думаю, что к сентябрю мы оборудуем в наших школах 300 новеньких компьютерных классов. Я весь декабрь мотался по области, ссорился, уговаривал.
Мы привлекли и бизнес к участию в модернизации образования. К примеру, решили сделать один район пилотной образцово-показательной площадкой. Это Пластовский район. Проведем там с привлечением спонсоров ремонт в общеобразовательных учреждениях, подключим все школы к Интернету. А затем привезем туда всех глав муниципалитетов на встречу с губернатором и скажем им: смотрите, вы у себя должны сделать лучше, неужели не сможете сделать лучше? Этот прием мы использовали в прошлом году, когда стали участвовать в эксперименте по информатизации системы образования, и он оказался очень успешным.
Много есть разных приемов. Каждый год мы проводим в августе педсовет с участием губернатора, приглашаем туда всех директоров школ, ректоров вузов, чиновников. В Троицке возродили строительные отряды, направили их на ремонт межшкольных методических центров. Сделали евроремонт, поставили оборудование, привезли глав городов и также потребовали, чтобы каждый в своем районе сделал лучше. Теперь, когда мне звонят и приглашают на торжественное открытие, я всегда спрашиваю: а у вас лучше, чем в Троицке? Если говорят, что лучше, приезжаю сам, если не уверены в том, что получилось лучше, присылаю заместителя.
В общем, устроили соревнование. И вы представляете, есть главы муниципалитетов, которые вкладывали по 4 млн руб., а это для них огромные деньги, в ремонт одного этажа, покупали новое оборудование. И у них уже действительно получились школы XXI века. Сейчас мы поставили задачу подключить к Интернету все школы, оборудовать компьютером рабочее место библиотекаря и минимум одного учителя. Вот опять торгуемся с главами районов.
Учителя, кстати, уже почувствовали, как все меняется к лучшему. У нас проходил недавно региональный конкурс «Учитель года». Собралось очень много педагогов, они подходили и говорили: «Вы знаете, у нас загорелись глаза, мы снова захотели учиться и работать».
-- Учиться?
-- В методических центрах мы учим преподавателей пользоваться компьютером, создавать примитивные программы, вэб-страницы, проводить мультимедийные презентации. После этого преподаватель получает сертификат и идет к директору выбивать компьютер. Иначе все затраты на оборудование пойдут прахом.
Беда всех предыдущих проектов информатизации образования была в том, что у нас покупалось "железо", а педагогов не готовили. На первое сентября прошлого года только 21% учителей владели компьютерной грамотностью, могли выйти в Интернет, использовать информационные ресурсы на уроках. Мы договорились с компанией «Связьинформ», сделали для школ специальный льготный образовательный интернет-тариф на 50 часов в месяц. Но многие даже не выбирали эти 50 часов.
-- Пришлось ли вам сокращать сельские школы или вы все уже переоборудовали в учебные центры XXI века?
-- У нас промышленная область, и около 90% населения считается городским. На селе остались очень маленькие школы, и с ними есть определенные сложности. С 1 января этого года в Челябинской области введено нормативное финансирование, при котором деньги следуют в школу за учеником. И, несмотря на повышающий коэффициент для сельских и малокомплектных школ, денег все равно оказывается недостаточно. Экономически намного выгоднее вводить автобусы и возить детей в укрупненные школы. Сегодня у нас 64 школы, в которых учатся меньше десяти учеников, 126 школ, в каждой из которых учится менее 100 учеников. Есть школа, где в прошлом году были всего один ученик, один учитель, техничка и истопник. Закрыли в этом году одну школу, в которой учились четверо ребят в четырех классах, и при этом в первом классе еще семь лет не будет новых учеников. Примерно лет восемь мы сдерживали процесс сокращения сельских школ. Но, думаю, в этом году состоится закрытие как никогда большое.
-- А как вы оцениваете результаты перехода на подушевое финансирование? Выиграли школы или проиграли?
-- Выиграли. Что мне очень нравится в национальном проекте, так это то, что наконец появились вразумительные рыночные подходы. Сколько говорили раньше: надо работать с каждым учеником, не выгонять, каждый ребенок -- личность, работайте не только с одаренными детьми, помогите детям их группы социального риска. Бесполезно! А как только ввели подушевое финансирование и оплату за классное руководство, привязанную к количеству детей в классе, картина сразу начала исправляться. Директора школ не только начали более бережно относиться к неуспешным ученикам, но и разыскивать тех, кто уклоняется от учебы. На 1 сентября 2005 года у нас за партами отсутствовали 1026 учеников (не стали ходить в школу по разным причинам), а на первое апреля 2006-го уже всего 490.
Пошел также процесс укрупнения школ. Например, в Варне была школа, рассчитанная на 770 учащихся, а в ней училось только 250, еще 300 детей училось в соседней школе. Объединили детей в одну школу. Получилась приличная экономия, появилась возможность доплатить учителям, наладить коммунальное хозяйство.
Беседовал Кирилл ВАСИЛЕНКО