Время новостей
     N°85, 19 мая 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2006
Под покровом обыденности
Московская филармония набирает обороты
Открывая пресс-конференцию, посвященную абонементам нового концертного сезона 2006/07, директор филармонии Алексей Шалашов первым делом сообщил журналистам: «В следующем сезоне у нас не будет ничего необычного, ничего событийного. Все очень традиционно, все как всегда. Мы сформировали совершенно рядовые абонементы с участием ведущих музыкантов, которых вы все, конечно, знаете». Шалашов шутил, что выяснилось несколько позднее, когда в речи стало то и дело попадаться слово «впервые». Однако настойчивость вступительной интонации позволяет предположить: еще пару сезонов назад требовавшая срочного обновления филармония сейчас, кажется, почувствовала возможность «перепозиционирования». И главная ее публичная идея -- защита и обещание традиции, богатой традиционности филармонического поля как такового.

Например, филармония не сужает, как можно было предположить, а расширяет количество абонементов -- 130 против 117 в закрывающемся сезоне. Стало больше симфонических абонементов, внутри которых представлено несколько оркестров -- их уже пять, и все они продаются на редкость хорошо. В круг больших оркестров, наделенных персональными абонементами (среди которых и РНО с Шостаковичем, и БСО с первой московской оперной постановкой Федосеева, «Царской невестой», и «Новая Россия»), принят новый герой, раньше не фигурировавший в филармонических сериях, -- это НФОР Владимира Спивакова с малеровской подборкой. А Камерный зал Дома музыки (то есть, собственно, базы НФОР) теперь вошел в и без того не маленькое число залов, где филармония размещает свои абонементы. Шалашов объяснил, что конкуренции с ДМ не боится: устраивая собственные серии на конкурирующей площадке, филармония, возможно, поможет ДМ направить туда потоки традиционной публики, не слишком жалующей пока это место, создаст потенциальную аудиторию, но ДМ в ответ предлагает очень выгодные условия аренды (более 50% скидки) -- сейчас коллегиальная работа всего важнее и эффективнее.

Интенсивность концертной жизни увеличивается, консерватория выпустила уже 32 абонемента, Дом музыки предлагает эффектный список, при этом, по словам Шалашова, уровень продаж абонементов филармонии по сравнению с прошлым годом заметно вырос. Данные на 15 мая -- проданы 23 тыс. абонементных книжек в БЗК и КЗЧ. «Раньше люди не ассоциировали абонементы с чем-то важным для себя, событийным. Теперь эта ситуация меняется, и когда-нибудь мы придем к тому же, что происходит в Европе -- не купив абонемент, который продается сильно заранее, практически невозможно попасть на концерт». Тут в глазах журналистов появилась тень легкого испуга, а тезис о безусловной традиционности происходящего в очередной раз заиграл неоднозначными гранями. «Мы заказали специальную новую компьютерную программу в Петербурге, у «Софтмеханики», и теперь впервые в шести кассах и в режиме он-лайн мы продаем и абонементы во все залы, и отдельные билеты». Таким образом, очевидно, сугубая традиционность филармонической жизни будет только укрепляться.

Действительно есть ощущение, что публика насытилась идеей инновации, и рада консерватизму, приобретающему не только все больший вес, но и все большую насыщенность. В исполнении филармонии этот хитроумный кунштюк может выглядеть, например, следующим образом: вполне традиционный на вид, масштабный, сборный, «датский» фестиваль к столетию Шостаковича (осенью). А внутри не только, скажем, Мстислав Ростропович (аж страшно писать, чтоб не спугнуть -- сколько лет уже не выступал в Москве, даже из Большого театра в уходящем сезоне, как птичка, упорхнул в последний момент), но и Ленинградская симфония -- два раза (один из них -- в исполнении РНО с мировой звездой Кентом Нагано), Девятая симфония -- два раза (один из них -- как раз с Ростроповичем), Первая симфония -- два раза (п/у сперва Плетнева, потом Башмета), еще Симфонии №10, №15, №6, №13, №5, №14, еще -- премьера (!) от Геннадия Рождественского. Все вместе -- поле для эстетических впечатлений, экспертных сравнений, репертуарных открытий и исполнительских вызовов. Филармония настаивает на том, что это дело совершенно рядовое.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка