|
|
N°83, 17 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юбилей в бамбуковых зарослях
Третьяковская галерея познакомила с программой своего праздника
22 мая (10-го -- по старому стилю) 1856 года купец Павел Третьяков купил картину художника В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Это была первая картина собрания. Дата 22 мая -- день основания Третьяковки. Накануне 150-летнего юбилея руководство галереи представило программу праздничных мероприятий. Больше всего убеждают события, посвященные старому искусству. Уже открылись хорошие выставки, о которых писала наша газета: «Шедевры музея д'Орсэ», «Рисунок первой половины XIX века из собрания Русского музея». Ожидается еще несколько. 23 мая откроется экспозиция в честь основателей галереи, братьев Павла и Сергея Третьяковых. 24 мая развернется парад шедевров из разных музеев. Заведующая отделом перспективных проектов Галина Андреева рассказала о специфике организации этого парада. Одна часть станет выставкой в ГТГ на Крымском валу. Там покажут работы из 31 музея -- участника программы «Золотая карта России». Девиз -- «Нехрестоматийная классика» (например, Карл Брюллов явится в амплуа сентименталиста, в живописных иллюстрациях баллад Жуковского). Вторая часть -- дополнение постоянной экспозиции ГТГ, куда приглашены 11 супершедевров из главных музеев России (Эрмитаж, Русский), а также «Распятие» Николая Ге из музея д'Орсэ. Благодаря изменению контекста появится шанс скорректировать стереотипное представление о творчестве отечественных классиков.
В конце юбилейного года ждем проект «Уистлер и Россия», в котором примут участие музеи Великобритании, США и нашего отечества. Тогда же обещана огромная монографическая выставка к 200-летию Александра Иванова. Кроме того, в Новом Манеже с 19 мая Третьяковка «открывает свои запасники» -- показывает те произведения, что обычно грустят на стендах в депозитариях и доступны лишь научным сотрудникам. Кардинальную ревизию ценностной иерархии истории русского искусства открытие запасников, конечно, не обещает, но обрадоваться встрече с неведомыми творениями Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина или даже Юло Соостера и Оскара Рабина (коллекцию художников неофициального искусства передает ГТГ знаменитый мастер «Лианозовской группы» Владимир Немухин) всегда приятно.
Вчера же торжественно представили и юбилейные дары, среди которых барельеф 1780 года «русского Бонаротта» Михаила Козловского с витиеватым названием «Бахус видит Ариадну, задремавшую на острове Наксос» (подарена ОАО «ЛУКОЙЛ»), несколько литографий Леона Бакста (дар доктора технических наук коллекционера Михаила Зеликмана)...
Часть празднеств, отвечающая «за классику и традиции», никаких сомнений не вызывает. Действительно, и работа с фондами явлена, и культурный обмен налицо, и культпросвет при нас, и даже вуайерист Бахус в какой-то героической ипостаси воспринимается, наверное, оттого, что опусов Козловского в Москве раз два и обчелся...
Усомниться в том, что Третьяковская галерея может стать в ряд с самыми лучшими музеями планеты, увы, позволяет представление программ, связанных с искусством XX века. На пресс-конференции отсутствовал руководитель отдела новейших течений Андрей Ерофеев. Программу филиала ГТГ на Крымском валу представляла научный руководитель этого филиала Ирина Лебедева. Самое интригующее из того, что она сказала, -- реконструкция художником В.Ф. Колейчуком выставки конструктивистских объектов, сделанных к 22 мая 1921 года и оставшихся только на фотографиях. Конструктивистского отдела в экспозиции ГТГ нет, и это повод заполнить лакуны. Достойная тема возрождения истории будет продолжена в презентации воссозданных архитектором Дмитрием Димаковым контррельефов 1910-х годов Владимира Татлина. Приятной новостью станет и выставка неофициального искусства из крупнейшей коллекции Евгения Нутовича. Больше ничего интересного не обещают. А если и обещают, то не конкретизируют, как в случае с анонсом экспериментального раздела «Искусство XX века». Его готовит отдел новейших течений совместно с главными московскими галереями 90-х годов. Он будет посвящен «второму авангарду», возникшему в рамках неофициального искусства. При этом имена всех экспонентов нового раздела покрыты тайной.
Зато конкретно и ярко представлена председателем Союза художников России Валентином Сидоровым коллекция реалистической живописи 1950--1960-х годов, подаренная союзом Третьяковке. «Обнаженная» Гаврилова, «Селькор» Кугача, «Купающиеся солдаты» раннего Жилинского, несомненно, прольют свет на генезис сурового стиля и выстроят правильную картину верности заветам основателя галереи, чьи слова вдохновенно повторил господин Сидоров: «Нарисуйте мне хоть лужу грязную, но чтоб была поэзия русской жизни!»
Впрочем, в юбилейные дни Третьяковская галерея дает шанс искать поэзию русской жизни не только в грязных лужах, но и в бамбуковых зарослях. Известный японский дизайнер Тетсунори Кавана перед фасадом здания в Лаврушинском переулке из восьмиметрового бамбука соорудил модель этого здания и назвал ее «духовным переходом» от будничного мира к возвышенному.
Сергей ХАЧАТУРОВ