|
|
N°80, 12 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как важно быть несерьезным
Сборник. She Will Have her Way. The Songs of Tim & Neil Finn (EMI)
Трибьюты -- штука по большей части забавная, но малополезная и жизненно необходимая лишь фанатам артистов, принимающих участие в этом самом трибьюте. She Will Have her Way, посвящение главным новозеландским мелодистам Тиму и Нилу Финнам, основателям групп Split Enz и Crowded House соответственно, -- приятное исключение, имеющее определенную информационную ценность. Во-первых, можно наконец услышать песни, которые уже стали редкостями. Например, Six Months in a Leaky Boat ("Полгода в лодке с пробоиной") -- в свое время этот хит группы Split Enz был запрещен на радио в Великобритании из-за якобы присутствующих в песне намеков на войну за Фолклендские острова. Или другие песни из сольных и совместных альбомов братьев. Оригинала это, конечно, не заменяет, но с информационной точки зрения крайне полезно: исполнение отменное, мягкий фолк-рок за редким исключением (о которых ниже), да и мелодии тоже никуда не деваются. В трибьюте принимали участие совершенно неизвестные у нас австралийские и новозеландские группы и исполнители. Все с женским вокалом. Исполняют Distant Sun, Into Temptation, Better be Home Soon. Занятный вальсок Pineapple Head взяла звезда -- Натали Имбрулья. Помнится, исполняя его в Москве, Имбрулья сказала, что Нил Финн -- ее самый любимый автор песен. То же самое говорят и другие артисты, написавшие для буклета по несколько восхищенных строк, смысл которых в основном сводится примерно к следующему: "Поскольку мы "киви" (ироничное самоназвание белых новозеландцев), для нас Crowded House -- главная группа, а Нил и Тим -- рок-кумиры детства". Не обошлось, понятно, без главного хита -- Don't Dream It's Over (раннее его перепели Пол Янг и Sixpence non the Richier), он деконструирован некой Сарой Бласко. А из Persuasion (в оригинале -- на альбоме Тима Финна Before&After) коллектив Stellar изготовил восьмидесятнический нью-уэйв.
Matisyahu. Youth (BMG)
Все анекдоты о евреях придумывают сами евреи -- этот тезис способен оспорить кто угодно, но только не деятели шоу-бизнеса. Вывернутая наизнанку этническая принадлежность -- маргинальная традиция масскульта, охватывающая и Beastie Boys, и зорновское клезмер-диско Shimel' Tov, Mazel' Tov, и откровенный цирк вроде 2 Live Jews или наших "МорЖей". Очередной заход в комедию предпринял человек по имени Матисяху. Матисяху -- хасид, поющий регги, то есть ямайскую музыку, которая от Израиля вроде бы достаточна далека. На самом деле хасид он вообще непонятно какой, да и регги здесь также довольно условный. Второй, и наиболее успешный, альбом Матисяху Youth -- скорее европейское прочтение ямайской музыки, примерно такое, каким оно виделось, положим, группам Police и UB 40. Как бы то ни было, но в виде Youth мы имеем стопроцентный и очень приятный поп-продукт. Первая половина альбома -- неслабые и ложащиеся на уши мелодии, просто хиты (не случайно у этого диска хорошие продажи на капризном североамериканском рынке). В середине темп замедляется, переходя на фолк и баллады. И никакого анекдота.
Morrissey. Ringleader of the Tormentors (BMG)
Про Моррисси все рецензенты наперебой говорят, что его новый альбом столь же хорош, как предыдущий, You are the Quarry -- диск, который стал для артиста прорывом в хит-парады после почти десятилетнего затишья. Альбом с устрашающим названием Ringleader of the Tormentors ("Предводитель мучителей"), с обложкой, нахально копирующей расхожий дизайн пластинок какого-то классического мейджор-лейбла, не то Deutsche Grammophon, не то EMI Classics -- безусловно, очень хорош, и даже живее, свежее и хитовее, чем расхваленный предшественник. Моррисси здорово изменился музыкально. Здесь очень многое появляется впервые. Либо всплывает хорошо забытое со времен The Smiths. В At Last I am Born появляются и пафосная оркестровка, и кастаньеты, и детский хор. Далее возникают более или менее оформившиеся, протяжные ("горизонтальные") гитарные соло. И даже новации с точки зрения формы: так, Life is a Pigsty ("Жизнь -- это свинарник") -- двухчастное полотно вместо привычного интро-припев-бридж-куплет. I Will See You странным образом напоминает индийско-азиатский аромат этноэкспериментов Led Zeppelin и сольного Роберта Планта, то есть артистов, с которыми у Моррисси никогда не было ничего общего, -- столь разными могут быть только представители поколений, разнесенных во времени не более чем на полтора десятка лет. Воспевание безобидных неудачников и просто скользких типов -- это, как говорится, данность. И если эта система ценностей продолжает очаровывать слушателя, зачем отказываться? Моррисси, патентованный поклонник Оскара Уайлда, тезис "как важно быть серьезным" воспринял без шуток и воплощает с завидным мастерством: любые спорные суждения, вычурные до дурновкусия метафоры, надуманные сравнения и антиклерикальные выпады в обрамлении головокружительно легких мелодий засаживаются в голову слушателю сразу и надолго. Наглость, конечно. Но любимым артистам и не такое прощается.
Space. Best of Space (Gala Records)
Герой восьмидесятых, музыкант-электронщик и лидер французской группы Space Дидье Маруани взял да и выпустил на отечественном лейбле ремастированное переиздание десяти своих альбомов. Все -- с новым звуком, бонус-треками, неброским оформлением и "бюджетной" ценой. Даром что несколько лет назад Space уже переиздавался лейблом BMG. Как оказалось, много Space не бывает. И дело здесь не только в пресловутом взрослом платежеспособном потребителе, вспоминающем восьмидесятнические детство-отрочество-юность, а в том, что вот как раз сейчас -- самое время для Space. Композиции Magic Fly (здесь она представлена и в ремиксе), Running in the City, Just Blue -- это как бы звуковое лицо 80-х. Четверть века спустя эти же композиции не только не кажутся чужими на высокотехнологичном празднике нового века, а, напротив, весьма актуальны. Тогда электронное звучание ассоциировалось с просторами космоса (даром что в космосе нет атмосферы и звуков никаких, соответственно, тоже нет), сегодня -- с просторами Интернета. Тогда верилось, что технологии изменят жизнь человека -- и они таки изменили ее. К примеру, сколько народа ныне работает и учится на дому благодаря распространению Интернета?
На самом деле произведения Дидье Маруани, конечно, никакая не электронная музыка в строгом смысле слова: он писал вполне себе тональные мелодии по законам поп-жанра с садящимися на уши "хуками" и прочими радостями. Другое дело, что к каждой партии, попевке, мотивчику и прочим элементам он подбирал абсолютно свой, неповторимый фантазийный звук, добытый из недр рукотворных аналоговых синтезаторов. Не случайно модные деятели конца 90-х, Air и Daft Punk, чтят Маруани как предтечу и едва ли не пророка.
Компакт-диски предоставлены компаниями "Гала Рекордз" и BMG
Александр БЕЛЯЕВ