Сегодня в Москве пройдут переговоры главы «Росатома» Сергея Кириенко с замглавы Организации по атомной энергии Ирана Мохаммадом Саиди. Они посвящены вопросам завершения строительства Бушерской АЭС и участия нашей страны в тендерах на сооружение еще двух атомных электростанций.
Российско-иранские переговоры проходят на фоне новой передышки, отвоеванной Ираном. Вернувшийся вчера в Москву из Нью-Йорка глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что «цель всего мирового сообщества -- сохранить режим нераспространения ядерного оружия». А госсекретарь США Кондолиза Райс вчера заявила, что США подождут «еще несколько недель, пока европейцы выдвинут предложение, которое четко покажет иранцам, что они могут сделать выбор, открывающий им путь к гражданской атомной программе».
Российский министр и его коллеги обсудили иранскую проблему в Нью-Йорке 8 мая, где состоялся рабочий ужин «шестерки» (пять постоянных членов Совбеза плюс Германия). Особо позитивных итогов этой встречи никто не ждал
. Но вопреки прогнозам участники «шестерки» все-таки пришли к общему знаменателю по многим моментам. Они согласились, что иранская проблема может быть решена только политико-дипломатическим путем. Как заявила новый министр иностранных дел Великобритании
Маргарет Беккетт, для которой форум в Нью-Йорке стал «боевым крещением», в иранском вопросе «ни у кого нет намерения идти по пути войны».
По данным «Времени новостей», резолюция Совбеза по Ирану с упоминанием о санкциях совсем не обсуждалась в Нью-Йорке. Против ее обсуждения выступили Россия и Китай, которым не понравился проект, подготовленный западными странами. Зато все согласились с тем, что пора возобновить переговоры с Ираном. Очевидно, кое-кто из участников «шестерки» понял, что размахивать перед Тегераном кнутом бесполезно -- лучше чередовать кнут и пряник.
Например, можно подготовить жесткую резолюцию, предусматривающую введение санкций, но одновременно предложить Ирану позитивную альтернативу в случае, если тот примет условия мирового сообщества и ответит на все вопросы, интересующие Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
По информации "Времени новостей", сейчас идет согласование пакетного предложения Ирану, состоящего из трех пунктов: 1) Иран получит возможность заниматься мирной ядерной энергетикой; 2) Иран получит доступ к другим высоким технологиям; 3) Иран будет вовлечен в различные форматы региональной безопасности через международные организации.
Еще дней десять назад США и слышать не захотели бы обо всем этом, а предпочли бы пригрозить силовой акцией. Но кое-что изменилось. Возможно, предполагают в Москве, США наконец поняли, что у них нет сил на еще одну военную операцию (после Афганистана и Ирака). И здесь нельзя пройти мимо вчерашнего высказывания экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт о том, что «последняя вещь, которая нужна Америке, -- это вторжение в другую страну». Олбрайт призвала США к переговорам с Ираном.
Иран не против диалога. В Белом Доме подтвердили факт получения адресованного президенту США Джорджу Бушу письма от его иранского коллеги Махмуда Ахмадинежада. Со времен исламской революции 1979 года это первый случай, когда иранский президент обратился к лидеру державы, объявленной аятоллой Хомейни сатанинской. «Почему любое технологическое и научное достижение, реализованное в ближневосточном регионе, подается как угроза сионистскому режиму? -- спрашивает Ахмадинежад. -- Разве научные исследования и развитие не являются одним из основополагающих прав наций?" Он заявил, что это из времен Средневековья -- запрещать научные исследования, в том числе в атомной области: "Тогда должны быть отвергнуты все научные дисциплины, включая физику, химию, математику, медицину, инженерное дело и так далее».
Президент Ирана не удостоился письменного ответа от американского визави. А устно глава Белого Дома сказал, что письмо иранца не отвечает на главный вопрос: «Когда вы избавитесь от своей ядерной программы?»