|
|
N°78, 05 мая 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Седьмая глава на ядерном киселе
России не нравится проект резолюции по Ирану
Спор вокруг ядерной программы Ирана снова разделил международное сообщество. Китай и Россию, а они обладают правом вето в Совбезе, не устраивает предложение коллег, в первую очередь американских, ввести против Ирана международные санкции, основываясь на VII главе Устава ООН. Там говорится о жестких мерах, применяемых против той или иной страны, угрожающей международной безопасности. Фактически речь не только о санкциях, но и о силовых акциях.
Консультации на этот счет продолжатся 8 мая в Нью-Йорке, куда отправится глава МИД России Сергей Лавров. Источники в МИД России не подтвердили «Времени новостей» слухи о том, что резолюция по Ирану будет принята уже в праздничные дни. На взгляд российской стороны, еще много разногласий, и не факт, что их удастся преодолеть. Впрочем, и заместитель госсекретаря США Николас Бернс признал, что выработка совместной позиции «потребует продолжения дискуссий в Нью-Йорке, где встретятся министры иностранных дел стран шестерки». Речь идет о пяти постоянных членах Совбеза ООН (Россия, США, Китай, Франция, Великобритания) плюс Германия.
То, что согласованного проекта резолюции Совбеза по Ирану пока нет, подтвердил вчера «ВН» и официальный представитель МИД России Михаил Камынин: «На парижской встрече (во вторник, 2 мая, на уровне замов глав внешнеполитических ведомств. -- Ред.) стороны не смогли выработать единого подхода ни по тексту резолюции, ни по ее концепции». Сейчас, уточнил дипломат, эксперты активно готовят проект резолюции к запланированной на 8 мая в Нью-Йорке встрече министров: «Но ни о каком конкретном тексте пока речи не идет, поскольку позиции сторон, за исключением базовых принципов, не совпадают». Конкретизируя позицию России в отношении проекта резолюции, г-н Камынин сказал «ВН»: «Мы считаем, что резолюция по Ирану, если таковая будет обсуждаться и приниматься в Совбезе ООН, должна четко прописывать конкретные шаги на перспективу, дабы никто не смог самовольно трактовать ее положения в своих интересах».
Между тем западные агентства новостей уже распространили проект резолюции, подготовленный Великобританией, Францией и США. В нем выражается «серьезная озабоченность» тем, что Иран «не приостановил ядерную деятельность», хотя к этому СБ ООН призывал в своем заявлении от 29 марта, дав Тегерану месяц на размышления. Как пример плохого поведения Ирана приводится его неполное сотрудничество с инспекторами МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Иранцев также призывают остановить строительство реактора на тяжелой воде в Араке, что в 193 километрах к юго-западу от Тегерана. Активные работы там идут с 2004 года. Есть опасения, что в будущем иранцы смогут производить там плутоний для ядерного оружия. В итоге западные страны призывают опереться на ту самую VII-ю главу Устава ООН.
Иранцам, правда, опять могут дать небольшую передышку, поскольку перед решающим боем Совбез ООН намерен в очередной раз выслушать доклад гендиректора МАГАТЭ Мухаммада аль-Барадеи.
Сама по себе ссылка на VII главу чревата опасностью того, что в конце концов американцы применят против Ирана военную силу. Постпред России при ООН Виталий Чуркин уже заявил вчера: «Мы убеждены, что военного решения этой проблемы нет. Как это ни сложно и тяжело, но надо добиваться политико-дипломатического решения». Иранцам это заявление вселило оптимизм. Глава МИД Ирана Манучехр Моттаки выразил уверенность, что силовая резолюция не пройдет: «На Западе некоторые ошибочно считают, что могут делать все, что угодно, через Совет Безопасности». Тегеран по-прежнему настаивает на своем праве развивать мирный атом и в письме к Генсеку ООН Кофи Аннану обвиняет США в «неправомочных и открытых угрозах применить силу» против Ирана, что «явно противоречит международным правилам и принципам Объединенных Наций».
США сейчас работают с остальными членами шестерки, чтобы заручиться их поддержкой при обсуждении проекта резолюции. Иранская проблема была вчера в центре внимания глав США и Германии -- Джорджа Буша и Ангелы Меркель. Принимая канцлера в Белом Доме, президент Буш заявил: «Иранцы должны понимать, что мы не отступимся, что наш союз крепок, что ради мира на планете они должны оставить свои ядерные амбиции».
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Иван ГОРБУНОВ