|
|
N°75, 28 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ген певучести
Дайана Ривз в Доме музыки
Есть такой избитый журналистский прием: когда хотят похвалить среднего, но симпатичного артиста, пишут, что-де «есть хуже него, есть лучше, но вот такого -- нет». В смысле он совсем особенный, и аршином общим его/ее не измерить.
Кто-кто, а певица Дайана Ривз в таких оговорках не нуждается: она-то как раз -- лучше всех. Такое чувство, что у американцев (прошу прощения, в данном контексте уместнее говорить об афроамериканцах) есть особый ген певучести. Но даже в Соединенных Штатах Америки, где сильнейших белых, черных, джазовых и блюзовых певиц больше, чем автомобилей, Дайана Ривз -- королева. Она обладает сильным и гибким голосом и прекрасно выглядит-- настоящая Леди Джаз. И все делает с необыкновенной легкостью и вневозрастным задором. Что и ощутили посетители ее московского концерта.
К нам Дайана Ривз, работающая с разными составами, от малых до биг-бэндов, привезла только двух гитаристов. Программа называется Strings Attached, то есть, грубо говоря, «со струнами». А если не грубо, то это игра слов, часть американской идиомы no strings attached (или without any strings attached) -- «без дополнительных условий или обязательств».
Сейчас, когда в нашем городе перебывала уже куча джазистов, добрая половина из которых вообще в этом деле люди случайные, редкие «звездные» концерты (вроде Кассандры Уилсон или Дайаны Кролл) воспринимаются особенно остро. Кто бы мог подумать, что это уже второй концерт Ривз в нашей стране. Впервые она была у нас в 1988 году в составе проекта «Советско-американский диалог». Об этом она сама сообщила публике. Вообще-то Ривз уже и в ту пору была довольно известной исполнительницей. Но несмотря на очевидно высокий статус г-жи Ривз в джазовых кругах, широкой публике все-таки больше известна ее «глянцевая» история.
Например, что она спела в одной из серий «Секса в большом городе». Что ее выступление закрывало Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити. Что, наконец, чудесные песни, призванные отражать дух времени маккартистской Америки, в фильме «Спокойной ночи и удачи» -- ее голосовых связок дело. Кстати, в картине она и снялась в эпизодической роли «настоящей джазовой певицы», то есть самой себя. Как оказалось, не случайно. Звучащую на титрах картины песню Дайана так представила на концерте: «Вы же знаете американского актера Джорджа Клуни?» Зал одобрительно загудел. «Так вот, -- продолжила певица, -- мне недавно представилась возможность поработать с ним на фильме «Спокойной ночи...». Он очень умен, талантлив и умеет смешить, как никто. Это ведь он сам подобрал всю музыку для фильма -- и One for my Baby как бы подводит итог всему, что в картине показано».
Но это было в середине концерта. А в начале обошлись вообще без слов. Ромеро Лубамбо и Рассел Мелоун сыграли некое интро. Лубамбо -- на классической акустической гитаре, Мелоун -- на полуакустической. Оба аккомпаниатора, надо сказать, и сами известны любителям джаза. Мелоун даже выступал в Москве в позапрошлом году. Он боповый неоконсерватор, Лубамбо -- виртуозный «латинист», а вместе они рождают приятное единство. Не лезут вперед и не злоупотребляют солированием.
Так вот, о начале. Когда заканчивается интро, на сцене появляется Ривз, подходит к микрофону и начинает напевать тему. Тихо и стоя чуть ли не в метре от микрофона. И уже чувствуется, какой это огромный голос, как он «накрывает» весь зал. С этого момента и до конца концерта Дайана не теряет темп, в каждом такте показывая все новые и новые грани своего голоса. И полтора часа пролетают, как одна минута. Редкое ощущение, между прочим.
Александр БЕЛЯЕВ