|
|
N°73, 26 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«ВР заинтересована в разработке «Ковыкты»
До конца 2006 года ТНК-ВР должна начать поставки газа с крупнейшего в Восточной Сибири Ковыктинского месторождения. При этом проект его освоения по-прежнему не устраивает «Газпром», который назначен правительством в качестве координатора разработки программы создания на востоке страны единой системы газоснабжения. О проблемах и перспективах развития Ковыктинского проекта корреспонденту «Времени новостей» Алексею ГРИВАЧУ рассказал заместитель исполнительного директора ТНК-ВР по газу Алистер ФЕРГЮСОН.
-- «Газпром» утверждает, что одним из главных препятствий на пути реализации Ковыктинского проекта является нерешенность вопроса использования гелия, которым богат иркутский газ. Что вы намерены предпринять в этой связи?
-- Во-первых, хочу сказать, что мы выполнили большой объем работы, особенно в сфере реализации регионального проекта (газификации Иркутской области. -- Ред.), который уже стартовал. Это было бы невозможно без оценки потенциала извлечения всех компонентов газа Ковыктинского месторождения, не только гелия, но также и других составляющих добываемой смеси. Речь идет о комплексной разработке месторождения для получения максимальной стоимости залежей. В рамках регионального проекта у нас есть блок по улавливанию гелия и его использованию. Планируется, что эта проблема будет решена в рамках строительства газоперерабатывающего завода. И гелий будет улавливаться в тех объемах, которые соответствуют рыночному спросу. У нас есть российский партнер -- «Гелиймаш», который готов предоставить инвестиции в гелиевый проект. Он будет закупать гелий, полученный после переработки газа, сжижать и продавать своим клиентам в России и за рубежом.
-- Какой объем гелия будет производиться в рамках регионального проекта?
-- От 5 до 9 млн кубометров в год, в зависимости от объема добычи газа (это соответствует 110--200% сегодняшнего производства гелия в России в целом. -- Ред.). При этом наши партнеры уже имеют потенциальный рынок на ковыктинский гелий. Мы изучаем возможные пути использования гелия на более поздней -- экспортной -- стадии разработки Ковыктинского месторождении, с 2011--2012 годов, когда с ростом добычи газа увеличится и объем гелиевого сырья. На этой стадии придется увеличивать мощности ГПЗ, в том числе и улавливающие гелий. При этом мы намерены жестко отслеживать потребности рынка гелия и исходить в этой сфере из данных маркетинговых исследований. Спрос на этот продукт как в России, так и в мире не очень велик. Соответственно, нет смысла производить больше гелия, чем того требуется потенциальным потребителям.
-- «Газпром» называет гелий стратегическим сырьем, которое используется помимо медицины в оборонной промышленности...
-- Мировой опыт свидетельствует о том, что «стратегичность» гелия сильно преувеличивается. В частности, США, контролирующие 80% мирового рынка этого сырья, в середине 90-х годов провели приватизацию гелиевых резервов. Тем не менее если российское правительство решит, что гелий представляет ценность для национальной безопасности, можно будет создать стратегическое хранилище (как в «Оренбурггазпроме». -- Ред.), куда его можно закачать до появления внутреннего или внешнего спроса. На экспортной стадии, скорее всего, придется рассматривать возможность строительства хранилища, поскольку спроса на резко возросшие объемы, по-видимому, не будет.
-- У вас есть понимание позиции правительства по данному вопросу?
-- Насколько мне известно, в Минпромэнерго сейчас анализируют эту проблематику. Для нас важно, что работа в этом направлении началась. В конечном итоге это позволит выбрать взаимоприемлемый вариант.
-- Доводили ли вы эти данные до «Газпрома»?
-- Мы неоднократно презентовали региональный проект, и в том числе наши предложения по решению вопроса об использовании гелия. Два с половиной года назад мы начали плотный диалог с «Газпромом» по «Ковыкте» в рамках Межведомственной рабочей группы по подготовке комплексной программы развития газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Тогда у наших коллег была масса вопросов, большую часть из которых удалось снять. Остались два-три, среди которых и гелий.
-- Какие еще вопросы остались у «Газпрома»?
-- Мне бы не хотелось комментировать эту тему.
-- К чему привели ваши переговоры с «Газпромом» о создании новых потребителей -- газохимических предприятий, электростанций, которые способны увеличить спрос на ковыктинский газ внутри страны? Иными словами, можно ли реализовать ковыктинский проект без экспортной составляющей?
-- С нашим партнером ОАО «Саянскхимпласт» (принадлежит структурам исполнительного директора ТНК-ВР по газовым проектам Виктора Вексельберга. -- Ред.) мы готовим проект создания крупного газохимического комплекса, который будет производить целый набор продуктов переработки газа. Мы понимаем приоритет внутреннего потребления и реализуем региональный проект, чтобы полностью удовлетворить спрос в Иркутской области и в перспективе в сопредельных регионах. В частности, мы изучали спрос в Читинской области и Бурятии, где требуется около 1,5 млрд кубометров газа, и получили большую поддержку от региональных властей. Вместе с тем для нормальной, эффективной разработки такого большого месторождения, как «Ковыкта», важно полномасштабное освоение с максимальными объемами добычи. Иначе инвестору просто не удастся покрыть затраты на разработку и создание инфраструктуры. Этим объясняется необходимость экспортной стадии проекта.
-- Вы говорите о поддержке в Чите и Бурятии, при этом с властями Иркутской области у вас складываются довольно странные отношения. Они являются соучредителями вашего регионального проекта газификации, но вместе с тем поддерживают и альтернативный вариант, предложенный «Газпромом»...
-- Очень надеемся, что администрация области будет занимать конструктивную позицию в отношении нашего проекта газификации, который реализуется в интересах жителей региона. Что касается схемы газификации, предложенной «Газпромом», то мы не видим противоречий с нашим вариантом газоснабжения Иркутской области на базе «Ковыкты». Более того, при наличии доброй воли у всех заинтересованных сторон параллельная газификация северных районов (по схеме «Газпрома») и южных районов области (по варианту ТНК-ВР) способна дать значительный синергетический эффект.
-- На какой стадии находятся переговоры с потребителями?
-- Мы близки к тому, чтобы законтрактовать весь объем газа, который планируется добывать в рамках регионального проекта.
-- Как происходит ценообразование?
-- Я не могу раскрыть детали, но это математическая формула. Цены вполне конкурентоспособны.
-- Какая средняя цена на ковыктинский газ сейчас?
-- Если очень приблизительно -- около 50 долл. за тыс. кубометров. Нужно учитывать, что в зависимости от объемов и расстояния они значительно различаются.
-- Какой объем газа планируется поставлять населению?
-- Ангарск, второй по величине город Иркутской области с населением около 250 тыс. человек, газифицирован за счет использования пропан-бутана. В ходе реализации регионального проекта мы намерены заместить этот источник и поставлять для нужд жителей города порядка 20 млн кубометров газа ежегодно. В Иркутске и Усолье-Сибирском по мере замены индивидуальных газовых установок и локальных сетей на сетевой газ поставки населению могут составить около 30 млн кубометров. По мере развития газового рынка в регионе и в случае ускорения темпов нового жилищного строительства поставки газа населению могут возрасти. Мы будем готовы удовлетворить этот потенциальный спрос.
-- Вы по-прежнему считаете, что внутренний спрос в Иркутской области не превысит 4,5 млрд кубометров?
-- Пока мы не видим покупателей на больший объем.
-- Каков максимальный объем добычи газа на «Ковыкте»?
-- До 40 млрд кубометров в год. Однако, судя по данным из последних пробуренных нами скважин, есть вероятность увеличения ресурсной базы месторождения. Сейчас она составляет около 2 трлн извлекаемых запасов и 1,1--1,2 трлн кубометров доказанных запасов.
-- А какой объем запасов «Ковыкты» на свой баланс может поставить ВР?
-- По международным стандартам можно ставить только объемы газа, на которые заключены соответствующие контракты с потребителями.
-- Оказывает ли ВР какую-либо поддержку в непростых переговорах с «Газпромом»?
-- Я бы ответил на этот вопрос так: «Газпром» обсуждает перспективы освоения «Ковыкты» как с ТНК-ВР, так и с ВР. Наши разговоры касаются целого ряда конкретных моментов внутрироссийского характера, а в переговорах с ВР, я думаю, речь идет о более глобальном сотрудничестве.
-- Не создается ли у вас впечатления, что «Газпром», затягивая переговорный процесс с ТНК-ВР, пытается получить перспективные предложения на глобальных рынках от ВР в обмен на прогресс в освоении «Ковыкты»?
-- И «Газпром», и Россия в целом стремятся занять выгодное положение на глобальном рынке. В этом смысле переговоры с такой крупной мировой компанией, как ВР, логичный шаг.
-- Насколько в таком случае ВР заинтересована в «Ковыкте», чтобы предлагать «Газпрому» свои возможности на глобальном рынке?
-- Уверен, что ВР, так же как и ТНК-ВР, заинтересована в реализации Ковыктинского проекта.
|