|
|
N°72, 25 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отодвинем трубу
В России готовится первый экологический референдум
Вчера начались подготовительные работы к строительству скандального нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан (ВСТО). А в минувшую субботу в Иркутске прошел уже третий по счету митинг против строительства этого объекта на территории участка Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 800 м от берега озера Байкал.
На митинге было принято решение провести референдум по вопросу строительства нефтепровода ВСТО на байкальском участке. Сбор подписей и создание инициативной группы Байкальское движение начнет уже в ближайшее время. По различным оценкам, в акции протеста, организованной активистами Байкальского движения под лозунгом «Отодвинем трубу», приняли участие от пяти до семи тысяч человек.
На митинг вышли представители иркутского регионального отделения (ИРО) «Союза правых сил», ИРО Аграрной партии России, ИРО Национал-большевистской партии, иркутского обкома КПРФ. Представители «Единой России» от участия в общегородском митинге предусмотрительно отказались, сославшись на то, что проведут ряд мероприятий против строительства ВСТО вблизи Байкала отдельно от прочих политических сил. Ни губернатор Иркутской области Александр Тишанин, ни спикер законодательного собрания Виктор Круглов на этот раз в акции протеста не участвовали.
Напомним, что российский премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о строительстве нефтепровода ВСТО 31 декабря 2004 года. Документ утверждает поэтапную реализацию проекта строительства нефтепровода общей мощностью до 80 млн тонн нефти в год с использованием железнодорожных мощностей. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию "Транснефть". В предложенном "Транснефтью" варианте маршрута трасса нефтепровода проходит в 800 м от озера Байкал. Особую обеспокоенность митинговавших вызвал тот факт, что депутаты Государственной думы от Иркутской области Виталий Шуба, Сергей Колесников, Сергей Дубровин, Николай Курьянович проголосовали за исключение статьи 11 из Водного кодекса РФ. Фактически эта статья запрещала строительство каких-либо объектов ближе чем в 200 км от берега озера.
На прошлой неделе в эфире радиостанции «Эхо Москвы» президент «Транснефти» Семен Вайншток заявил, что строительство нефтепровода не только не угрожает экологии Байкала, но даже, напротив, будет защищать ее, так как при реализации этого проекта «экология первична». "Расчеты и беспрецедентные меры не предполагают возможным вообще попадание нефти в Байкал. Мы убеждены, что все необходимые меры предприняты, чтобы ничего не произошло, -- сказал г-н Вайншток. -- Даже если все рубежи защиты будут исчерпаны, в Байкал, по нашим расчетам, попадет не больше 171 кг нефти. Между тем только через реку Северная Ангара в озеро сейчас попадает 500 кг нефтепродуктов в сутки".
Глава «Транснефти» заявил, что сейчас из-за близости железной дороги "вероятность попадания нефти в Байкал в сто тысяч раз выше, чем если транспортировка будет осуществляться по трубе". Да и коэффициент аварийности на трубопроводах (количество аварий на тысячу километров) с 1999 по 2005 год уменьшился почти в семь раз -- с 0,27 до 0,04. "В случае самых невероятных коллизий, -- отметил г-н Вайншток, -- Байкал все равно будет защищен -- насыпь железной дороги, которая проходит в 100 м от озера, является естественной дамбой". Кроме того, он подчеркнул, что толщина трубопровода в районе Байкала составит 27 мм вместо обычных 9 мм, а расстояние между секционными задвижками -- 4--5 км вместо 32. При этом будет использоваться сталь особой пластичности и прочности, а специальные "вставки" будут контролировать состояние трубы, что позволит заранее узнать о возможных нарушениях в ее структуре.
Однако общественность, обеспокоенную судьбой самого большого в мире пресноводного озера, оптимистичные прогнозы и технические подробности из уст Семена Вайнштока не убедили. 21 апреля в Москве, на Воробьевых горах прошел митинг в защиту Байкала. 22 апреля в Иркутске представитель общественной организации «Байкальская экологическая волна» Марина Рихванова во время митинга назвала слова г-на Вайнштока «наглой ложью». Наглой ложью представители Байкальского движения называют и многократные заявления представителей «Транснефти» о том, что любые действия против строительства нефтепровода финансируются иностранными структурами, незаинтересованными в усилении позиций Китая.
Известно, что нефть, которая будет транспортироваться по созданной госкомпанией трубе, предназначается в большей степени для КНР. Таким образом, Китай обеспечит собственную энергетическую безопасность. Лидеры защитников Байкала с трибуны категорически опровергли обвинения в том, что существуют за счет зарубежной поддержки, и предложили всем желающим сдать деньги в фонд защиты Байкала.
Ирина ОРЛОВА, Иркутск