Время новостей
     N°73, 26 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2006
Дешевле, дальше, быстрее
Отечественные системы переводов вступают в ценовую войну
У систем денежных переводов свои нормы ГТО: кто предложит более широкую географию перевода, кто быстрее и дешевле переведет деньги. Пока их успешнее сдают отечественные системы, поскольку потребитель выбирает именно их.

Денежные переводы -- один из наиболее динамично развивающихся и быстрорастущих сегментов рынка. Так, по данным Банка России, за 2004 год объем рынка переводов (без учета внутрироссийских переводов) вырос на 1 млрд долл., за 2005 год -- уже на 1,5 млрд долл. Олег Галеев, руководитель бизнес-блока комиссионных и депозитных продуктов ФК «Уралсиб», связывает такой впечатляющий ежегодный прирост с «повышением финансовой грамотности населения, ростом доходов, ростом числа рабочих из стран СНГ, приезжающих в РФ на заработки, ростом студентов, выезжающих на учебу за пределы РФ». Но все-таки основной объем российскому рынку переводов обеспечивают гастарбайтеры, которые в прошедшем году перевели на родину около 3,2 млрд долл., что составляет почти 70% рынка.

Рейтинг популярности

В основном деньги идут из России на Украину, в Молдавию, Таджикистан, Киргизию, Армению и Грузию. «Это связано с тем, что у многих граждан России есть родственные связи с жителями стран СНГ, -- объясняет Лидия Герцена, директор департамента розничного бизнеса Промсвязьбанка. -- Также не уменьшается и количество людей, приезжающих в Россию на заработки и отправляющих денежные средства своим родным с помощью систем денежных переводов». Постоянный рост переводов в страны ближнего зарубежья отмечают и в банке «Московский капитал». «Это происходит, в первую очередь, за счет притока рабочей силы из бывших республик Советского Союза, -- считают в банке. -- Так, только за 2005 год объем переводов вырос более чем в два раза». С каждым годом увеличивается объем переводов в Россию из дальнего зарубежья.

«Существует несколько клиентских групп, осуществляющих следующие виды переводов: основной -- переводы сезонных рабочих семьям в ближнее зарубежье, либо по России из социально развитых регионов в менее развитые. Меньшая группа -- поступление переводов в Россию из более развитых стран, -- рассказывает Екатерина Демыгина, заместитель председателя правления банка «Союз». -- Остальную долю составляют несистематические переводы, например денежное подкрепление находящихся в отпуске родственников или переводы экстренного характера. Если клиенту важна срочность или простота оформления процедуры отправки/получения, он выбирает системы срочных переводов, т.к. данные системы, как правило, не требуют открытия счетов отправителю и получателю. В остальных случаях используются традиционные банковские переводы. Также значительная доля банковских переводов используется для оплаты услуг различных торгово-сервисных предприятий и организаций. В данном случае платежи в основном идут по России».

Расстановка игроков

Растущая доходность этого бизнеса привлекает на рынок переводов все больше игроков. Уже сейчас на нашем рынке работают международные системы: Western Union, MoneyGram, Travelex Worldwide Money Ltd., Ria Envia. Системы срочных переводов, созданные отечественными банками: Contact (создана Русславбанком), Migom (Европейский трастовый банк), UNIStream (Юниаструм-банк), «Быстрая почта» (Импэксбанк), «STB-Экспресс» (Росбанк), «Гута Спринт» (Внешторгбанк 24), VIP Money Transfer (ВИП-банк), InterExpress (Интеркоопбанк). А также «Почта России», «Странаэкспресс» (на базе банков -- участников платежной системы «Золотая корона»), армянская Anelik и украинская PrivatMoney. И это еще не все. В конце года к этому списку добавилась система срочных переводов «Живые деньги» Собинбанка. А в феврале собственную систему срочных переводов «Блиц» запустил Сбербанк.

«Если еще несколько лет назад на российском рынке было всего несколько серьезных игроков, таких как Western Union, MoneyGram, Migom и Travelex, а доля российских систем была ничтожно мала и они не могли составить конкуренцию иностранным игрокам, то сейчас ситуация существенно изменилась, -- отмечает Владимир Кустов, начальник отдела депозитов физических лиц Московского кредитного банка. -- Так, например, переводы по странам СНГ клиенты в основном предпочитают совершать через российские системы денежных переводов, так как в этом случае они значительно экономят на комиссии. Даже снижение иностранными системами тарифов по данному направлению не смогло повлиять на эту ситуацию». Подтверждающую статистику приводит банк «Стройкредит». «В настоящее время мы сотрудничаем с системами денежных переводов Anelik и Western Union, -- рассказывает Владимир Скрипченко, начальник управления безналичных расчетов. -- Количество переводов, отправленных и выплаченных банком в 2005 году по сравнению с 2004годом, увеличилось по системе Western Union на 16,3%, по системе Anelik -- на 70,6%. Доходы банка по сегменту денежных переводов в 2005 году по сравнению с 2004-м выросли на 31,52%».

В целом на сегодня расстановка сил такова: мировые системы переводов (в первую очередь Western Union, MoneyGram) контролируют переводы в страны (и из стран) дальнего зарубежья, поскольку по географии переводов им равных нет, а системы отечественных и постсоветских операторов главенствуют на пространстве СНГ. «Большую часть переводов в дальнее зарубежье клиенты банка осуществляют посредством системы Western Union. По России и в ближнее зарубежье -- посредством Anelik», -- подтверждает Денис Хренов, директор департамента неторговых операций банка «Глобэкс».

Борьба за власть

Большое число игроков в этом сегменте рынка, к которым добавляются новые, приводит к ужесточению конкуренции. «В последнее время появляется все больше новых систем переводов, большинство из которых идентичны по условиям, географии и т.д. Каждая система старается превзойти предыдущие, системы становятся более технологичными, сокращается время перевода, -- отмечает Евгения Михальчук, заместитель начальника управления неторговых операций банка «Московский капитал». -- Растущая конкуренция в этом сегменте приводит к снижению комиссий, что для потребителя является большим плюсом. Я считаю, что здоровая конкуренция приносит только пользу как потребителям, так и всему рынку».

Однако пока, по мнению банкиров, места на рынке хватает всем. «Полагаю, что емкость рынка данных услуг гораздо больше, чем способны обработать имеющиеся системы, -- считает Андрей Погорянский, заместитель председателя правления Городского клиентского банка. -- Таким образом, существующую конкуренцию нельзя назвать жесткой, в данном сегменте рынка достаточно стабильная ситуация, при которой конкуренты способны мирно существовать».

Но уже в скором времени эксперты ожидают ужесточения конкуренции (особенно на постсоветских направлениях), что неизбежно должно привести к снижению тарифов. «В настоящее время с появлением новых российских платежных систем на данном рынке наблюдается определенное насыщение, и, как следствие, следующий этап развития рынка перейдет в область ценовой борьбы за клиента», -- считают в Московском кредитном банке.

Кто меньше?

Сейчас наиболее дорогие переводы предлагаются международными системами Western Union и MoneyGram. У Travelex тарифы ниже, но у нее меньше точек присутствия в России. У Ria Envia цены еще ниже, но пока система лишь переводит деньги в Россию. Из российских систем наиболее широкую географию переводов предлагают Contact и Anelik. Например, Contact переводит деньги в 78 стран, имея свыше 27 тыс. точек обслуживания. Но они проигрывают иностранным грандам в скорости перевода, хотя выигрывают в стоимости (3% по СНГ и дальнему зарубежью). У других наших систем, как правило, тарифы ниже, но география переводов не такая внушительная. В основном они конкурируют между собой на постсоветском пространстве, взимая 1,5--2% за перевод в рублях и 1,5--3% за перевод в валюте (наиболее интересные условия предлагают «Живые деньги», UNIStream и VIP Money Transfer).

Эксперты прогнозируют снижение тарифов, но, по их мнению, оно будет незначительным. «Тарифы уже сейчас находятся на уровне, близком к минимальному, и они не могут выйти за пределы рентабельности», -- считает Владимир Кустов из Московского кредитного банка. По словам банкиров, уже сейчас, когда на рынке появилось большое количество систем, предлагающих, по сути, идентичные услуги, тарифы стали заметно снижаться. «К снижению тарифов участники рынка сами подталкивают друг друга, -- полагают в банке «Союз». -- Новые игроки, которые выходят на рынок, начинают демпинговать, вследствие чего остальным участникам ничего не остается, как реагировать на изменения снижением тарифных планов». Владимир Скрипченко из «Стройкредита» также считает, что тарифы будут снижаться. По его мнению, этому способствует агрессивная маркетинговая политика таких систем денежных переводов, как UNIStream, Contact, Migom, а также выход на внутрироссийский рынок системы «Блиц» Сбербанка. «Вероятность снижения цен в ближайшее время очень низкая, так как тарифы и так вполне лояльны. Данный бизнес весьма перспективен, и количество операторов будет расти с каждым годом. Возможно, пропорционально росту операторов будут снижаться и цены, но некардинально», -- резюмируют Городской клиентский банк.

Ольга РУЖИНА