Время новостей
     N°71, 24 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.04.2006
Про полпредов и людей
Наместники президента в поисках применения
13 мая исполнится шесть лет институту полномочных представителей президента в федеральных округах. Сегодня эти штучные -- всего семь человек на всю Россию -- чиновники практически отсутствуют как в информационном поле, так и в публичной политике. За исключением разве что Дмитрия Козака, присматривающего за "горячим" Кавказом.

В задачи полпредов за эти годы входило решение множества вопросов: привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, наладить экономические связи между субъектами и контакты между губернаторами и Москвой. Теперь президентские наместники предоставляют главе государства на утверждение кандидатуры губернаторов, курируют процесс объединения регионов и реализацию национальных проектов.

Несмотря на то что большинство аналитиков признавали полную бесполезность этого института, никто не ждал, что полпредов упразднят.

Руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин считает, что создание системы федеральных округов стало результатом наложения военного мышления нового руководства на вполне невоенную практику управления государством: «Логика была простая: одному человеку трудно командовать 89 субъектами, надо сделать семь структурных подразделений. Между маршалом и полковником решили вставить звено генерала, поскольку казалось, что система плохо управляема. Но эта модель управления из ХIХ века. Сейчас она не работает, потому что территории живут сами по себе, они не могут быть шестеренками в общегосударственном автомобиле. В то же время центр не может построить план развития каждой конкретной территории».

Место полномочного представителя стало своего рода почетной политической ссылкой. Полпреды, не будучи вписанными в конституционную систему власти, реально повлиять, например, на всенародно избранных губернаторов не могли. Губернаторы ездили в Москву и напрямую договаривались с президентом или его администрацией. То, что в конечном счете центр предпочел самостоятельно назначать губернаторов, тоже не свидетельствует об успехах полпредов. Даже после этого президент Республики Адыгея Хазрет Совмен в споре о своем политическом будущем «обыграл» самого активного и работоспособного полпреда в Южном федеральном округе Дмитрия Козака. А в довольно сложном процессе объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного округа с Иркутской областью полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин самоустранился с появлением первых разногласий между местными элитами.

Постепенно под структуру федеральных округов изменилась система организации силовых ведомств, они стали фактически управляться из Москвы. «Действенных механизмов управления у полномочных представителей президента не было с самого начала, -- полагает заместитель генерального директора Института региональных проблем Георгий Чижов. -- Если посмотреть на личности полпредов, большинство из них по своему политическому опыту проигрывают губернаторам. Изначально полпредами были назначены в основном силовики, потом институт полпредства вообще девальвировался».

По мнению аналитика, должности полномочных представителей стали использовать в политических маневрах: «Например, чтобы избрать Валентину Матвиенко губернатором Петербурга, место полпреда просто «разменяли». То же самое сейчас происходит на Дальнем Востоке. Назначение туда бывшего мэра Казани Камиля Исхакова нельзя объяснить не чем иным, кроме как повышением его статуса, чтобы он впоследствии смог занять кресло главы Республики Татарстан».

Действительно, в Северо-Западном округе у полпреда Ильи Клебанова влияния на местные процессы немного, Кремль предпочитает вести диалог с руководством Санкт-Петербурга. А г-н Клебанов после работы вице-премьером в федеральном правительстве на месте полпреда просто ожидает пенсии.

Только двое из семи полпредов находятся на своих постах с момента их образования -- Петр Латышев (Уральский округ) и Георгий Полтавченко (Центральный округ).

«Представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко считается фигурой, приближенной к президенту. У него, вероятно, есть какой-то потенциал, -- предположил в разговоре с «Временем новостей» Георгий Чижов. -- Не прекращают циркулировать слухи, что он когда-нибудь сможет возглавить Москву. Еще во времена губернаторских выборов г-н Полтавченко участвовал в разрешении конфликтов между претендентами на губернаторские кресла. К его мнению в принципе чиновники прислушиваются, хотя научились уже и абстрагироваться».

Еще в 2000 году уральский полпред Петр Латышев проявлял активность в Свердловской области, безуспешно конфликтуя с губернатором Эдуардом Росселем. После этого имя полпреда почти исчезло из новостей. А назначенный в ноябре 2005 года полпредом в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов, бывший прокурор Башкортостана, в новостях в новой должности и не фигурировал. «Этому непубличному человеку из силовых структур никаких публичных задач не поставлено, -- считает г-н Чижов. -- Ему отдали мощный округ, который прежде возглавлял самый публичный и самый политически опытный из полпредов Сергей Кириенко. Но если Кириенко в начале своего полпредства говорил, что собирается «дать бой» одиозным руководителям республик, то Коновалов никаких громких политических заявлений не делает».

Дарья ГУСЕВА