Время новостей
     N°68, 19 апреля 2006 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2006
Синхронное плавание
Федеральная налоговая служба и Счетная палата будут работать друг на друга
Счетная палата вновь настаивает на расширении своих полномочий. На сей раз испытанным ранее способом усиления взаимодействия с налоговиками, имеющими не в пример больше рычагов влияния. Вчера главы Счетной палаты и Федеральной налоговой службы Сергей Степашин и Анатолий Сердюков своими подписями скрепили договор о взаимодействии двух ведомств.

Правда, прежние аналогичные договоренности с налоговым ведомством, в бытность того министерством, никаких особо громких и результативных контрольных мероприятий Счетной палаты за собой не повлекли. Но тогда не было и такой большой любви государства к переделу собственности через налоговые и контрольные проверки предприятий, как сейчас.

Еще в январе 2006 года Счетная палата и Федеральная налоговая служба договорились разработать механизм проведения совместных проверок. Рабочая группа к марту должна была подготовить проект обновленного соглашения о взаимодействии двух структур и синхронизации их работы без дублирования функций друг друга.

С небольшой задержкой проект соглашения был подготовлен и подписан главами ведомств. По сути, документ повторяет те положения, которые содержались в соглашении о взаимодействии пятилетней давности. Это вполне стандартные условия по взаимному обмену информацией, оказанию правовой и экспертной помощи, общие контрольные мероприятия на основании ежегодно утверждаемых руководителями двух ведомств планов совместной деятельности. Даже предоставление Счетной палате сведений, составляющих налоговую тайну (в порядке, установленном ст. 102 Налогового кодекса), тоже не ново. Такой пункт содержался в соглашении МНС и Счетной палаты от 2001 года и даже в локальных договоренностях межрайонных налоговых инспекций и региональных управлений палаты.

Дело в том, что ст. 102 Налогового кодекса позволяет налоговикам привлекать к работе над информацией, содержащей налоговую тайну, «специалистов» и «экспертов». Аудиторы Счетной палаты вполне могут привлекаться налоговиками именно для экспертной работы.

Тот факт, что все позиции в соглашении о взаимодействии лишь повторение пройденного, неудивителен. Тем более что «общие» проблемы, попадающие в поле зрения двух контрольных ведомств, никуда не делись. Это и преднамеренное банкротство, и трансфертное ценообразование, и махинации с НДС.

Другое дело, что в нынешних реалиях уже не так безобидно, как раньше, выглядят намерения проводить совместные контрольные мероприятия. Такие совместные контрольные рейды в прошлом проводились не раз в отношении предприятий, имеющих доступ к бюджетным деньгам. Однако сейчас, после появления в лексиконе высокопоставленных чиновников выражения «налоговый терроризм фискальных органов», встает вопрос о правовых основаниях таких проверок.

Введение жестких ограничений на контрольную деятельность налоговиков, над чем полгода работает правительство с депутатами в рамках пакета по совершенствованию администрирования, должно затруднить фискалам расширительное толкование своих полномочий. Насколько успешно это воплотится на практике, в каких пределах ограничат контрольные полномочия налоговиков в окончательном чтении законопроекта, пока не совсем ясно. Но тенденция к введению четких критериев контрольной деятельности фискалов просматривается очевидно. Зато желание каких бы то ни было иных контролеров присутствовать на предприятии «заодно» с налоговиками законом пока не урегулировано никак. Так же, как и совместные параллельные проверки. Поэтому у ФНС появляется вполне естественное искушение воспользоваться правовыми возможностями Счетной палаты. А палате дружить с явно усилившими свои политические позиции налоговиками тоже выгодно.

Ирина СКЛЯРОВА