|
|
N°68, 19 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Команда "отсидеть!"
Хазрету Совмену не дали уволиться раньше положенного срока
В минувший понедельник Владимир Путин принял неожиданное для многих решение -- не удовлетворил просьбу президента Адыгеи Хазрета Совмена отправить его в отставку. Встреча главы государства с адыгейским руководителем и председателем Госсовета республики Русланом Хаджебиековым состоялась в Кремле. Поводом для нее стало прошение об отставке, поданное г-ном Совменом еще 11 апреля, после его встречи с руководителем администрации президента России Сергеем Собяниным.
По данным «Времени новостей», Владимир Путин сказал Хазрету Совмену, что в принципе готов согласиться с его уходом с поста президента Адыгеи. Но считает, что лучше сделать это не сейчас, а по истечении срока его президентских полномочий -- в начале февраля 2007 года.
Внимание к персоне Хазрета Совмена было приковано с 4 апреля, когда российские средства массовой информации впервые сообщили о его желании освободить кресло главы Адыгеи. Теперь уже известно, что в тот день глава Адыгеи действительно написал заявление об уходе и собственноручно передал его председателю Госсовета республики Руслану Хаджебиекову. Произошло это на сессии парламента. При этом г-н Совмен произнес короткую, но весьма эмоциональную речь, смысл которой можно изложить так: его оскорбило поведение части депутатов, и вообще ему все надоело.
Трудно сказать, знал ли президент Адыгеи, что процедура добровольного отрешения от должности для глав субъектов Российской Федерации совсем не такая: заявление надо подавать не председателю регионального парламента, а президенту страны. Но дальнейшие действия президента Адыгеи были очень похожи на поступки человека, посчитавшего, что он от всего уже свободен. Не слушая увещеваний депутатов, избранных от возглавляемого им республиканского отделения партии «Единая Россия», г-н Совмен быстро собрал в президентском кабинете личные вещи и укатил в свой родовой аул Афипсип. Более суток с ним не могли связаться даже сотрудники полпредства президента страны в Южном федеральном округе и кремлевской администрации.
11 апреля Хазрет Совмен, вызванный в Москву, назвал уже другую причину своего желания досрочно покинуть пост президента республики -- не разногласия с парламентом, а конфронтация с полпредом президента России в Южном федеральном округе Дмитрием Козаком, потребовавшим от него инициировать процесс объединения Адыгеи с Краснодарским краем. Однако г-н Козак в ответ заявил, что в вверенном ему округе никогда не ставились задачи по объединению Краснодарского края и Адыгеи.
Большинство наблюдателей склонялось к тому, что после такого конфликта Владимир Путин в ближайшее время примет отставку Хазрета Совмена. Эта уверенность основывалась на том, что в экономике и социальной сфере Адыгеи дела складываются не лучшим образом. Бюджет республики дотационный (63% адыгейской казны -- вливания из федерального центра, и это четвертое место по размеру субсидирования в Южном округе после Ингушетии, Чечни и Дагестана), промышленность в упадке, большая безработица.
Более того, предыдущая встреча Хазрета Совмена с Владимиром Путиным, которая состоялась 1 февраля, вроде бы тоже не сулила главе Адыгеи ничего хорошего. Адыгейский президент доложил главе государства о якобы имеющихся в республике успехах. Но проверка всех показателей доклада г-на Совмена, проведенная полпредством президента России в ЮФО, показала, что руководитель Адыгеи проинформировал Владимира Путина неверно. Г-н Совмен тут же нашел в республиканском правительстве стрелочника -- министра экономического развития Аслана Тамова, который готовил доклад президента Адыгеи президенту России. В первых числах марта г-н Тамов был уволен за "лакировку действительности".
Не секрет, что многие особенности поведения 69-летнего Хазрета Совмена, бывшего золотопромышленника, личное состояние которого оценивается в 400 млн долл. и которого в Адыгее называют «золотым запасом», откровенно раздражают федеральные власти. Например, в 2005 году он провел в республике всего два месяца, остальное время находился за границей России, в основном в Швейцарии. В этом году срок его пребывания в Адыгее пока составил всего 20 дней.
Но больше всего федеральный центр, надо полагать, возмущен национальной истерией, разросшейся в Адыгее в связи с обсуждением вопроса о возможном объединении республики с Краснодарским краем. Выступления, шествия, митинги и бесчисленные заявления, организованные «Черкесским конгрессом», «Адыге-Хасэ» и другими общественными организациями адыгов, не только не пресекались президентом Совменом, но и во многом им поощрялись. Последнее время дело дошло уже до прямых угроз начала нового вооруженного конфликта на Северном Кавказе, если планы объединения республики с Кубанью начнут осуществляться.
В полпредстве президента страны в Южном федеральном округе решение Владимира Путина оставить Хазрета Совмена на посту президента Адыгеи никак не комментируют. Но предполагают, что оно не могло не сопровождаться поручением г-ну Совмену разрулить непростую ситуацию, сложившуюся в республике на данный момент, и как минимум успокоить национальную общественность.
По словам пресс-секретаря полпреда президента России в Южном федеральном округе Федора Щербакова, несмотря на то, что Хазрет Совмен пока остается в должности, Дмитрий Козак уже в ближайшее время проведет в Майкопе консультации с целью определения новой кандидатуры на пост главы Адыгеи.
Игорь ГЛАНИН, Адыгея