|
|
N°72, 25 апреля 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бой-баба с возу
«Ультрафиолет» на московских экранах
Поскольку сами авторы фильма «Ультрафиолет» не придают особого значения сюжету своего фильма, рецензент счастливо избавлен от необходимости подробно пересказывать его перипетии. Нужно знать всего ничего: в середине двадцать первого века на планету обрушилась напасть, политкорректно именуемая «гемофагией», то есть, попросту говоря, «кровожрачкой»: определенная часть населения в связи с не менее определенными экспериментами превращается в боевых вампиров. Расхлебывать эту кровавую кашу приходится красавице по имени Виолет (то ли «фиалка», то ли просто «лиловая», то ли искаженное «насилие»), которая всегда будет против -- и в том, что касается тоталитарных правителей, и по отношению к неизбежной оппозиции.
В фильме Курта Уиммера есть, разумеется, и еще какие-то сюжетные ходы, но отслеживать их, ей-богу, совершенно необязательно. Самое главное тут не «что», а «как»: фильм состоит из ослепительно-роскошных схваток, которые могли бы составить честь едва ли не любой компьютерной игре в жанре единоборств: очень красивая девушка последовательно изничтожает сонмы одинаковых суперсолдат, напоминающих имперских десантников из «Звездных войн». Ничего более глубокого в картине нет и быть не может по определению. Но ничего больше и не нужно -- эта сумасшедшая «Эрика» берет четыре копии: вот и все, и этого достаточно. Копии распознаются на раз: в последние несколько лет не раз и не два делались попытки укрепить на киноэкране образ сильной женщины, сражающейся со всевозможной нечистью: от «двух серий «Обителей зла» (с той же, к слову, Йовович в главной роли) до «Эон Флакс» и только что прогремевшей лентой «В как Вендетта». Но каждый раз в этих погремушках чего-то решительно не хватало, в первую очередь свободы авторов отказаться от приоритетов здравого смысла. Нормальный сюжет о противостоянии сексапильной барышни всему вокруг нагружали самыми невообразимым содержанием -- просто из-за того, что создателям фильма было по-человечески стыдно, что они занимаются подобной ерундой. По счастью, «Ультрафиолет» Курта Уиммера лишен этой ненужной рефлексии напрочь. Здесь и вправду нет ничего, кроме как роскошных рукопашных, сражений на горящих мечах и «ган-каты» (невообразимого боевого искусства, придуманного тем же самым Уиммером в его предыдущем фильме «Эквилибриум»: восточное единоборство построенное на использовании огнестрельного оружия). Все снималось на фоне пресловутого зеленого экрана, на который впоследствии можно подрисовать все, что угодно. Уиммер и подрисовывает: о качестве графики никто особенно не заботится, потому что здесь вообще никому ничего не важно. Важно -- что девушка с мечом (как совсем недавно другая, известная под прозвищем Невеста в «Убить Билла») стоит в окружении безликих самцов, абсолютно уверенная в своей победе. Разумеется, в «Ультрафиолете» невозможно вычислить и десятой доли всех удивительных смыслов, которыми наполнил свой фильм Тарантино. Но по чисто эмоциональному накалу вся эта бессмысленная белиберда очень близка к главному фильму начала века. Едва ли не любой вменяемый и половозрелый человек, так или иначе имеющий отношение к искусству кино, рано или поздно захочет снять такой фильм -- бессмысленный и беспощадный, красивый до оцепенения и пульсирующий в горячей крови. Все это на самом деле никому не нужно: в американском прокате фильм провалился. Сейчас на топе -- шутки из «Ледникового периода». Нынешний зритель пребывает пока что в детсадовском периоде, ему по-настоящему нравятся говорящие звери в трехмерных мультфильмах. Для того чтобы подняться хотя бы на пубертатный уровень «Ультрафиолета», должно пройти еще несколько десятилетий. Но неумолимое время расставит все на свои места.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ